Андрей Березовчук: «Тот Металлист Маркевича мог выиграть Лигу Европы»
Центральный защитник Андрей Березовчук ассоциируется с тем самым прекрасным Металлистом Мирона Маркевича, которого побаивались в Европе. Сейчас воспитанник николаевского футбола работает главным тренером во второлиговом ФК Волчанск.
FanDay.net дозвонился к Березовчуку и окунулся в золотые времена украинского футбола и харьковского Металлиста.
Дуэль Спортингу проиграли в Лиссабоне
- Оглядываясь назад, можете сказать, что Андрей Березовчук полностью реализовался как футболист?
- В жизни всегда хочется большего. Думаю, я мог чуточку большего достичь. Не скажу, что чем-то не доволен, просто поздно пришло осознание, что можно было как-то иначе относится к футбольному процессу. Поздно узнал что-то новое.
- Испытываете ностальгию по игровым годам, по Металлисту?
- Конечно, столько лет отдать команде! Плюс команда сейчас возрождается, полный стадион снова ходит на «Металлист». Это неизбежно приводит к воспоминаниям.
- Какие три игры с участием Металлиста пересмотрели бы сейчас?
- С Шахтером, Динамо и Днепром на финише сезона 2012/13, когда мы отвоевали у Динамо второе место. Мы шли в накате и сыграли в Донецке 1:1, а дома победили Динамо 2:0 и Днепр 2:1. В каждой встрече Марко Девич забивал. И пересмотрел бы ответную игру со Спортингом в четвертьфинале Лиге Европы.
- Что помешало пройти лиссабонцев? Шавьер всегда забивал пенальти, а в самый ответственный момент не реализовал…
- Очень обидный вылет. У нас было шесть моментов в этой встрече. Но мне кажется, мы проиграли дуэль в Лиссабоне. Очень неубедительно сыграли, несмотря на поражение 1:2. Уступали 0:2, Шавьер на 90-й минуте забил с точки. Это психологически надломило. Мы где-то побаивались Спортинга и сыграли не совсем в свою игру в Харькове. В ответной встрече Спортинг закрылся, их устраивала ничья, а нам не сопутствовало везение.
- Клейтон Шавьер говорил, что Металлист мог выиграть Лигу Европы. Не преувеличивает?
- Нет. Мы на одном дыхании играли, многим командам забивали по 4 мяча. Все игры были содержательные, уверенные и результативные. Это был самый сильный Металлист. Состав подобрался на загляденье, все складывалось.
- Какие еще еврокубковые матчи вспоминаются?
- С Сампдорией, когда мы их прошли в 1/16 финала, дважды обыграв. Да много было приятных матчей, все и не вспомнишь.
- Но был и с Динамо в Кубке УЕФА…
- Что мне нужно ответить? Все мне его напоминают. Я его все хочу забыть, как страшный сон, но о нем всегда мне напоминают (улыбается).
- Самый сильный нападающий, которому противостояли в Европе?
- В Европе не скажу, а вот в чемпионате Украины это Браун Идейе, Луис Адриано и Марко Девич. Против Девича больше на тренировках противостоял, мало играл против него игр.
Аргентинцы в отличие от бразильцев импульсивные и неуступчивые
- Когда Маркевич в еврокубках выставлял латиноамериканский состав, вы не обижались?
- Конечно, хотелось играть, но не всегда все зависит от футболистов. Не то, чтобы обижались… Мы понимали, что в таком случае надо усерднее работать на тренировках.
- Три самых сильных легионера Металлиста?
- Шавьер, Вильягра и Соса.
- Без Тайсона и Марлоса…
- Вы сказали три. Конечно, их тоже можно в список занести. И Кристальдо с Девичем еще. Да многих. Все были плюс-минус одного уровня.
- А были откровенно слабые легионеры?
- Слабым я бы не назвал, но один был, который уступал по уровню всем. Фредес. Он в итоге быстро и покинул команду.
- Эдмар рассказывал, что Марлос однажды просто ушел с тренировки Металлиста из-за холода. Как на это отреагировали в команде?
- Не было такого ни разу. По крайней мере я этого не увидел. Может, он и уходил, но все подумали, что он травму получил. Такое же тоже может быть. Не думаю, что дело было в холоде.
- Сергей Валяев вспоминал, что аргентинцы вели себя в коллективе высокомерно. Вы такое за ними замечали?
- Аргентинцы более амбициозные, чем бразильцы. Они более импульсивные, с характером. Бразильцы по природе мягче, конфликтные ситуации в шутку переводили. Аргентинцы неуступчивые, но и проблемными бы их не назвал. Если бы они были проблемными, их бы не было в команде. Проблемных в коллективе не любят.
- Кого по человеческим качествам из легионеров в первую очередь выделите?
- Шавьера. Уверен, что за него никто и плохого слова не скажет. Профессионал на поле и в жизни очень дружелюбный, теплый и отзывчивый. С ним вне футбола можно было и поговорить, и пошутить.
- С кем из той команды поддерживаете связь?
- С Красноперовым, Шелаевым, Пшеничных, Горяиновым. С теми, кто раньше играл тоже – Лысенко, Шарпаром, Ребенком. С легионерами иногда в соцсетях можем перекинуться фразами – Шавьером, Сосой, Бланко, Кристальдо.
Доктора рекомендовали на 1,5 года раньше закончить карьеру
- Ярославский лично Жаже выдавал 100 тысяч премиальных за проход Бешикташа. Какую самую высокую премию получали вы?
- Это конфиденциальная информация.
- Какие воспоминания от Курченко?
- Я его пару раз видел. Когда он пришел, то сразу поставил самые амбициозные цели – первое место в чемпионате, выход в Лигу чемпионов. Он общался с командой обычно на старте и в конце сезона. А так практически и не общались.
- В какой момент поняли, что Металлисту конец?
- Мы долго не хотели в это верить, до последнего ждали, что команда выживет. Где-то в глубине души понимали, что ничего хорошего не будет после его отъезда со страны, но и в кончину клуба не верилось. Как оказалось – возможно.
- Что происходило в Металлисте при Рахаеве в последний год?
- Ждали каких-то изменений. Кормили обещаниями. Продолжали тренироваться, играли, но понятно, что настроение было не ахти какое. Ты видел, какой была команда и какой стала. Все ждали перемен, но не дождались.
- Шавьеру Металлист задолжал пять миллионов долларов. Сколько вам?
- Да какая уже разница. Это уже потерянные деньги. Мне остались должны за шесть месяцев.
- Решение завершить карьеру приняли из-за того, что Металлист канул в Лету или травмы окончательно достали?
- Мне уже полтора года говорили, чтобы я заканчивал. Доктора рекомендовали. Проблемы были с коленями. Но многие команду покинули, некому было играть. Вот я и мучился последний год. Руководство просило потерпеть. Вот я и терпел. А время пришло раньше. Третья операция на колене уже не помогла, хрящи стерлись в колене.
- Морально было сложно проститься с футболом?
- Если бы я прощался понимая, что могу играть – это одно. А когда все идет в тяжесть, каждая тренировка на уколах и обезболивающих – то это как камень с плеч. В душе может и хотелось еще поиграть, оно и сейчас хочется, но ты понимаешь, что это невозможно.
К Металлисту 1925 нейтральное отношение
- Жажа рассказывал, что однажды перепил Рыкуна. Его еще кто-то мог перепить в команде?
- Я не знаю. Я с ним не пил. И без него тоже, кстати.
- Вы работали спортивным директором в Металле. Что успели сделать и почему покинули пост?
- Мы собрали команду, которая прошла вторую лигу практически со всеми победами. А ушел, потому что ФК Волчанск заявился во Вторую лигу. Я же до этого был тренером этой команды. Мы подняли команду с областного уровня до профессиональной лиги. Сейчас сделали шаг вперед. Не хотелось команду бросать.
- Какие ваши тренерские амбиции?
- Такие же, какие были и у футболиста. Тренировать хорошую команду, что-то выиграть, как можно большего добиться.
- В возрождение было Металлиста верите? Сможет команда вклиниться в борьбу за золотые медали через пару лет?
- Верю! При нужном финансировании и правильном подходе все получится.
- Ваше отношение к команде Металлист 1925?
- Обычное. Воспринимаю как команду, но не болею, как за родной Металлист. Хожу на стадион. Будет интересно посмотреть на харьковское дерби в будущем в Премьер-Лиге.
Валерий ПРИГОРНИЦКИЙ