Андрей Чекотун: «Мой тренер в шведском клубе – шведский сборник, приезжавший в Киев на Евро-2012»

Артур Валерко
10823
0
Андрей Чекотун с агентом Анатолием Пташником, фото предоставлено футболистом

Экс-голкипер Олимпика мог сыграть с ним в украинской Первой лиге, но продолжит выступления в шведской.

Судьба – причудливая штука. Андрей Чекотун готовился к следующему сезону УПЛ, его клуб пережил «клиническую смерть» и обрел новую жизнь с новыми собственниками в Первой лиге, а 18-летний вратарь продолжил выступления за границей. 

Его новый клуб – выступающий в лиге Суперэттан Атлетический футбольный клуб (АФК) Эксильстуна – подписал юного легионера на 3,5 года по указанию участника Евро-2012, а сам наш собеседник оказался уже третьим за последние годы украинцем в этом клубе. Обо всем он рассказал в интервью FanDay.net.

- После украинской Премьер-лиги оказаться в Первой лиге Швеции – не самый ожидаемый сюжет. Как появился такой вариант и почему выбрали именно АФК?

- Как только Олимпик прекратил свое существование, мы с моим агентом Анатолием Пташником сразу начали искать команду. И где-то через буквально недели две-три появился такой вот вариант со Швецией, и хотя были еще предложения из-за границы, но как-то шведский клуб был более, так сказать, настойчивее. Так что решили пробовать сюда.

- И из каких чемпионатов вами интересовались?

- Был еще вариант с Бельгией.

- Выбирая между вариантами с Бельгией и Швецией – как можно отдать предпочтение Швеции? У Бельгии был клуб из низших дивизионов или как?

- Да нет, там просто все очень долго тянулось, и когда уже подошло время к выбору – оставалась именно Швеция. Вот и решили уже не ждать, подумали, что Швеция – тоже неплохо.

- Анатолий Пташник, устроивший вас в шведский клуб, как раз специализируется на скандинавском рынке. Что он вам рассказывал про футбольный клуб Эскильстуны, какие были впечатления от того, что вы увидели?

- Кстати, первое, о чем он сказал – что тут очень классный тренер по вратарям, Юхан Виланд. Мне кажется, это как раз стало ключевым фактором, из-за которого я выбрал этот вариант – потому что все отзывались о нем очень хорошо. Ну и знал, что команда играет в футбол, который как раз мне подходит – через пас, но при этом силовой футбол.

- Этот самый Юхан Виланд был игроком сборной Швеции, который ездил на чемпионат Европы 2012 года в Украину. Он что-нибудь говорил по этому поводу, вспоминал Евро и нашу страну?

- Честно, пока мы с ним не обсуждали эту тему. Он говорил только, когда услышал, что я с Украины, что, когда играл в Копенгагене, видел тренировку Шахтера.

- Не знаю, в курсе ли вы, но сам Виланд в интервью официальному сайту говорил, что Чекотун – это играющий вратарь, который хорошо владеет ногами, хорошо воспринимает игру. Приятно услышать такие слова от специалиста, с которым вам тесно работать ближайшие годы?

- Да, конечно, приятно, я сам прочитал это в клубном Инстаграме. Честно говорят, не ожидал. Очень приятно.

- Чем можно заработать такие первые слова? Приходилось ли уже играть контрольные матчи в составе АФК или проводить с ним тренировки настоящие, «хардовые»?

- Не-не-не, я только четыре дня назад приехал, сразу попал на матч чемпионата как зритель, и буквально два дня назад была первая тренировка – такая, восстановительная, после игры.

- Ну, согласитесь, для Украины это нетипично – у нас берут игроков только после просмотра, сборов, можно и десять контрольных матчей сыграть. А тут – приезжаете и все. На что представители шведского клуба обратили внимание и как принимали по вам решение, не глядя?

- Ну, понятно, что они бы так просто не брали никого. Мне кажется, как сказал президент клуба, что если ты не подходишь тренеру вратарей, то он не видит этого человека в команде и никто больше не сможет за это предъявить. Он следил за играми, смотрел матчи, нарезки, читал статистику.

- Вы входите в число футболистов, на которых регулярно рассчитывает молодежная сборная Украины. Консультировались ли перед переездом в Швецию с Русланом Ротанем или, может, тренером вратарей?

- Нет, из тренеров советовался только с Владимиром Николаевичем Тименко, с которым я как раз работал в Олимпике – его мнение тоже важно для меня. Он помог мне, сказал, что все хорошо, можешь попробовать.

- Не было ли опасения: все-таки это – Первая лига Швеции. Будет ли Руслан Ротань так глубоко следить за зарубежными командами?

- Я думаю, что, в принципе, если буду играть, показывать свой уровень, то следить за мной будут. Добавлю, что это – справедливая мысль, потому что сейчас как никогда много в сборной игроков из разных чемпионатов Европы. Так что в этом плане – все в порядке.

- Еще одно, что, скажем так, не очень удобно для новичка – чемпионат Швеции в самом разгаре, ведь проходит по системе весна-осень. Скажи, команда АФК на ходу? Чувствуется ли разница – вот в Украине межсезонье было, такое тревожное для игроков Олимпика, а в Швеции уже играют постоянно, все в тонусе?

- Они сейчас доигрывают первый круг и, получается, у них там четыре матча осталось, и они сразу начинают второй круг. Да, чувствуется, что команда сыграла уже несколько игр в чемпионате, но, думаю, это не будет проблемой. В принципе, я постепенно приду к игровому тонусу.

- Очень интересная ситуация с вратарями, их в заявке на сезон у АФК, как минимум, шесть. Причем 37-летний Викс, бывший вратарь сборной США, играл весной достаточно регулярно, а с ним борется конкурент, игрок юношеской сборной Швеции Тёрнквист. Еще и тренер вратарей Виланд заявлен. Со стороны конкуренция выглядит адовой вообще, если честно.

- Сейчас у нас четыре вратаря – кроме тех, что вы сказали, есть еще один голландец – Ник. Американец очень опытный, можно сказать, как будто помощник тренера на поле, подсказывает молодым в некоторых моментах, но и за счет опыта может сыграть, если нужно. Насчет молодого вратаря – насколько я знаю, он в аренде до конца сезона. Не знаю, будут ли его аренду продлевать.

- Раньше, когда наши футболисты ехали заграницу, еще в 80-е годы, самой большой разницей были полки в магазине. Сейчас украинцев не удивишь ассортиментом ни магазином шмоток, ни продуктов. Самый большой шок может быть разве что в раздевалке команды, потому скажи, атмосфера клуба, его тренировки, его правила – есть что-то новое в футбольном быту, к чему приходится привыкать? 

- Честно говоря, я со всеми правилами еще не познакомился, только буквально пару дней тут был. Единственное, на что обращал внимание мой агент, который тут играл на протяжении шести лет, это то, что перед игрой шведы за полтора-два часа едят пасту-макароны, и потом нормально, спокойно могут играть.

- На тренировке уже увидел кого-то из лидеров команды? Кого-то, кто тянет игру, как тот же Аль Хёльстрем, на счету которого уже восемь голов?

- Да, видел уже, конечно, но пока у нас особо игровых упражнений не было, больше вратарские тренировки, так что я в игре пока ни с кем не сталкивался.

- Твой футбольный клуб играет на небольшом, но симпатичном стадиончике Тунаваллен. Я посмотрел – там еще какая-то небольшая многоэтажка прямо в стадион встроена. Успел уже рассмотреть, что там и как?

- Да, конечно, они тренируются на этом стадионе. Непривычно, если честно – искусственное поле и такой большой стадион, многоэтажки эти на каждом углу стоят. Такой, очень компактный, интересный стадион.

- Ты, наверное, знаешь, что до тебя за эту шведскую команду играли сразу двое украинских футболистов. Первый – это вратарь Игорь Левченко, бывший игрок Олимпика, а второй – Иван Бобко, который сейчас в Черкассах. Что про них вспоминают в команде? Какая вообще репутация у украинского легионера в Швеции?

- Слышал про этих футболистов, но, мне кажется, в АФК не остался никто из тех, кто их помнит. Тут очень молодая команда, буквально старше 25-26 лет тут никого нет – кроме играющих тренеров. Да и тренер новый – очень молодой, 30 лет. 

- Тренер Озган Мелькемичел – как Нагельсман или больше по старому стилю, по нагрузкам?

- Очень современные тренировки у него, очень большие амбиции. Будет интересно поработать с этим тренером.

- Это хорошо, конечно, что тренер амбициозный, но я смотрю на турнирное положение в шведской лиге – команда восьмая. Что они собираются сделать, какие у них на самом деле амбиции?

- Тут буквально на днях была игра с Васалундом, аутсайдером турнира, и если бы мы победили и взяли три очка, то поднялись бы на 2-3 места вверх в турнирной таблице. Я смотрел эту игру – очень непривычно, но судья сделал исход этой игры.

- То есть и у них есть такие судейские проблемы, как и у нас?

- Да, все говорят, что впервые за 10 лет видят такое в местном футболе. Фанаты твердят, что у них такое нечасто бывает. Как раз, когда я приехал с Украины, это впервые и произошло.

- Как шведы пережили поражение в 1/8 чемпионата Европы? И вспоминали ли тебе этот проигрыш?

- Говорили, что очень расстроились, ведь были лидерами группы, и проиграли в таком досадном матче. Но гнобления нет, это самое главное.

- Команда представляет город Эскильстуну, который известен прежде всего тем, что здесь на заводе штампуют грузовики Volvo. Слышал что-нибудь об этом?

- Ой нет, пока еще не слышал об этом.

- Во-вторых, этот город знаменит тем, что здесь жила певица из группы ABBA – Фрида.

- Этого тоже не знаю. Заметил только, что в этом городе очень любят гольф, я сам уже успел попробовать впервые – интересно.

- Неужели и футболисты играют в гольф?

- Ну да! Говорят, помощник тренера играет активно в гольф.

- Я понял, королевская игра, в которую придется играть вам всем, с ним за компанию. Давай о быте. Говорят, что в Швеции жизнь довольно-таки дорогая, насколько это правда?

- Да, если тут брать по магазинам, супермаркетам, то кажется, что тут все раза в два дороже, чем в Украине. По ресторанам, кафе – то же самое.

- Отсюда вопрос, по сравнению с Олимпиком – вы выиграли в деньгах?

- Так как проживание и питание покрывается клубом, то, думаю, да.

- Контракт с вами подписан на три с половиной года, верно? Чего тут больше – доверия клуба и надежды в дальнейшем тебя хорошо продать, или же какого-то момента перестраховки, ведь берут очень молодого футболиста?

- Клуб хочет воспитать меня и, понятное дело, заработать.

- Игорь Левченко, когда играл в Швеции, в интервью говорил, что размер штрафов здесь за месяц может добраться до 1800 крон. Сел в бейсболке за обеденный стол – сто крон, сел на место тренера, грубо говоря – сто крон, поставил машину не на свое место – сто крон. Как понимаю, про штрафы вас еще не предупреждали?

- Так как совместного обеда еще не было, то за штрафы пока не знаю. Но я – игрок дисциплинированный, никогда инцидентов с этим не имел, штрафов не было никогда.

- А слышали ли про такую шведскую еду, как сюрстремминг (консервированная квашенная сельдь, отличается безумно специфическим запахом. – прим. FanDay)?

- Да, мне как раз агент Анатолий рассказывал про это. Говорил, что этот деликатес нужно распробовать. Рассказал, как правильно его нужно есть. Приглашал меня и моего брата, который помогает мне тут, к себе домой на этот деликатес. Пока не пробовал, но собираюсь!

- Представим, что прошли эти три с половиной года или даже меньше. Чего вы хотели бы добиться от этого периода в Швеции и каким результатом будете довольны в дебютном сезоне?

- Первое, что хотелось бы – конечно, завоевать место в основном составе, играть на полноценной основе. Потом – может даже и меньше, чем через три года – мне кажется, не будет проблем с переходом на уровень повыше.

- В Украине вы играли против грандов – это были уже настоящие матчи Премьер-лиги, в том числе и против Динамо. Скажи, в Швеции из их Первой лиги часто идут на повышение в высший дивизион, или эти два турнира редко пересекаются?

- Да нет, за всеми матчами, конечно, следят. Приезжают скауты из высших лиг. Если показывать хорошую игру, то в этом не будет проблем.

- Напоследок не могу не поинтересоваться клубом, которому ты отдал изрядную часть жизни и который многое тебе дал – это Олимпик (Донецк). Когда вы услышали, что у команды проблемы, какой была ваша реакция?

- Впервые я услышал об этом из новостей. У нас был отпуск, все должно было быть хорошо, но потом не продлили контракт сразу с девятью футболистами, это был первый звоночек. А когда начали переноситься все даты наших сборов, был такой большой звонок для нас, что пора искать новую команду.

- Скажите, пожалуйста, правда ли, что клуб остался должен кое-кому из футболистов?

- Нет, насколько я знаю, все зарплаты отдали, со всеми хорошо разошлись.

- О том, что Олимпик не будет играть в УПЛ, вам сказали буквально за неделю до чемпионата. Не испортили ли вам межсезонье? Может, многие из вас успели бы поездить на просмотры? Или вы и так ездили?

- Ну конечно, когда нет ясности, никто не будет сидеть и просто ждать. Всем и так все понятно. Я думаю, все искали свое место, и дело было только в документах.

- Команда с названием Олимпик – не знаю, воспринимаете ли вы ее под тем же именем – сейчас играет в Первой лиге Украины. Контактировали ли с вами или с другими ребятами насчет того, чтобы вы продолжили выступления за этот коллектив? И согласились ли бы вы на такое предложение, чтобы играть в Первой лиге Украины?

- Нет, это уже была совсем друга история. Мне кажется, от Олимпика остались только название и эмблема. Но я рад, что продолжают выступления, пусть им везет!