Он не любил Лобановского и обзывал «альтруистом», а тот стал его лучшим учеником. 113 лет со дня рождения тренера, с которого началось величие Динамо

Артур Валерко
17371
0
Виктор Маслов, фото: Google

Сейчас все думают, как снова сделать Динамо (Киев) великим. Этот человек возглавил команду, у которой было по одному чемпионству и кубку страны, а оставил ее супер-клубом, чье могущество было неоспоримым. Великий Виктор Маслов – очередной герой портретной галереи FanDay.net.

Виктор Маслов выиграл для киевского Динамо три золотых медали и два кубка, при нем советский футбол впервые отважился сыграть в еврокубках. Но главное вскрылось позже – сейчас ведущие футболисты по тактике называют специалиста, не без скандала уволенного из Киева, новатором тактики и прародителем тотального футбола. В день годовщины со дня рождения В.А. Маслова FanDay.net выдает очередную порцию ностальгии. Готовьтесь, мы расскажем вам, как киевский клуб становился грандом. Возможно, нынешнее поколение тех, кто рулит Динамо сейчас, тоже найдет здесь что-то полезное. 

Маслов – тренер-самородок: разнорабочий, посредственный футболист, однако умный человек с большой интуицией

27 апреля 1910 года (по новому стилю) в Москве родился Виктор Маслов. Уже в юном возрасте парень начал играть в футбол в скромной команде Горняки, позже попал в состав коллектива физкультуры автомобилистов – АМО. Там же, в Автомобильном московском обществе, парень трудился разнорабочим. Позже АМО было несколько раз переименовано, пока не стало известно как ЗИЛ. Словом, этот самый автозавод содержал команду Торпедо. Она и стала родной для будущего великого тренера.

В свои 20 лет Витя Маслов не только играл за АМО – он прошел курсы молодых инструкторов по спорту и даже некоторое время возглавлял футбольную команду. Представьте себе авторитет парня, которого стали слушаться старшие работяги – уже тогда у Витюши проявились те лидерские качества, которые позволили ему стать настоящим тренером. Говорят, очень быстро даже его сверстники, с которыми они с детства вместе ходили на яблоки в сады горожан или в кино за газировкой, начали называть Маслова – Виктор Александрович. 

Это был «Кулибин тренерства» ‒ Маслов постоянно учился, хотя был малообразованным человеком. Многое постигал на практике, знал все особенности каждой из многочисленных команд. Когда в Москву приезжали иногородние, а уж тем более редкие иностранные, команды – Маслов смотрел не только игры, но и тренировки. Он впитывал в себя различные трюки, чтобы понимать – как добиться результата против соперников разного стиля, как научить простых ребят играть по-разному. Его умение подстроиться под соперника, идти от него, уже тогда отличало «масловский футбол». 

Как игрок, Маслов тоже был умным, хитрым. Когда тренер-новатор Сергей Бухтеев попробовал привить автозаводцам тактику «дубль-вэ», которая только что добралась до СССР, Виктор сразу смекнул, в чем ее преимущества, и одним из первых заиграл по-новому. Торпедо не было супер-клубом – брало серебро и бронзу первенства Москвы, в новообразованном чемпионате СССР играло сначала в Классе «Б», а после реформы стало середняком Класса «А». Ничего особенного. 

Но была особенность у Маслова – он был хороший организатор и харизматичный лидер коллектива. Когда сборная московского пролетариата поехала на Всемирную рабочую спартакиаду во Францию, играющим тренером ее назначили 28-летнего Маслова (в то время власти очень серьезно относились к таким товарищеским турнирам), а в 1941 году, когда бои шли уже не так далеко от Москвы, футболист Виктор Александрыч руководил эвакуацией футболистов Торпедо, хотя к тому времени уже и не играл за команду, перейдя в Профсоюзы-1. 

В родном клубе Маслова ценили недостаточно, его сразу несколько раз увольняли, в том числе – из-за Динамо

После войны Маслов был среди тех, кто из ничего начал снова собирать футбольную команду ЗИЛовского автозавода. Он завершил выступления на отметке 66 матчей (1 гол) в Торпедо и стал тренером. Первым главным тренером послевоенного возрожденного клуба. Но руководство было нетерпеливым и не ценило организаторский подвиг своего воспитанника – в июле 1945-го, играя неплохо, Торпедо проиграло в Киеве динамовцам, которые выиграли в том турнире только раз. Маслова уволили, назначив звездного в прошлом футболиста Федора Селина. Впрочем, тренерского опыта у него не было, Торпедо заиграло снова плохо, и Виктора Александровича вскоре позвали назад. 

Пять раз (!) Маслов уходил с поста главного тренера Торпедо – хотя был умным тренером и создал ту команду, которая выиграла чемпионство в 1960 году, три Кубка СССР и несколько медальных комплектов. Это при нем заиграли Воронин, Иванов, Шустиков, Стрельцов, Метревели, Островский и многие другие. Маслов упивался работой – будучи уже известным тренером, говорил футболистам: «Ребятушки, я сам у вас учусь. Вы так играете, что мне трудно вам что-нибудь подсказать». К сожалению, многие неблагодарные воспринимали слова за чистую монету. Торпедо не режимило, при мощном потенциале игроков, иной раз срывалось. Руководство увольняло тренера. 

Куда только не уходил Маслов! Тренировал юношей в ФШМ (Москва), работал в Буревестнике (Кишинев), СКА (Ростов-на-Дону) и даже сборной вооруженных сил СССР, выиграв в 1963 году международный армейский турнир во Вьетнаме. Это было очень странно и как-то несправедливо: тренер, несколько раз доказывавший свою состоятельность, выигрывавший невиданные скромным автозаводским клубом титулы и трофеи, отправлялся в отставку и тренировал то детишек, то сержантов, то какие-то команды-лифты, барражирующие между лигами. 

Пока из Киева не позвонили: «Здоровенькі були! Приїжджайте, попрацюємо!» Это был поворотный момент для Маслова, Динамо (Киев) и всего советского футбола.

«Дед» динамовского величия

К 1964 году Динамо (Киев) за всю историю завоевало одну золотую, три серебряные и одну бронзовую медали чемпионата СССР. Один Кубок СССР. За семь счастливых лет в Киеве дед Маслов не просто повторил, а превзошел эти достижения. Это при нем в Украине на медали ниже золотой стали смотреть пренебрежительно. Это он осмелился первым попробовать силы в еврокубках, хотя это было рискованно – авторитеты побольше не отваживались подставиться под разгром. Наконец, это он ввел в игру многих футболистов, с чьими именами ассоциируется название Динамо (Киев).

Погодите, я назвал Маслова «дедом»? Постыдно! «Деду» на тот момент было всего 54 года. Несмотря на некую округлость, массивную лысину и седину в «веночке» оставшихся волос, Виктор Александрович был полон жизненной энергии и решительности что-то менять. У него в команде был чемпион Европы Войнов, местные воспитанники Лобановский, Каневскийи Базилевич – впоследствии всех их он списал. Зато ввел в состав неочевидных новичков, которые заиграли так, что это высокоскоростное безобразие назвали «динамовским стилем».

Виктор Александрович, позвольте полюбопытствовать, а кто такие альтруисты?

Схлестнулись в Динамо разные стихии. Виктор Маслов – заводчанин, рабочая аристократия, человек скромного образования. Валерий Лобановский – сын инженера, племянник одного из комсомольских лидеров Украины. Олег Базилевич – сын видного строителя, мать – преподаватель, ученый. Ну как им было понять друг друга?

Опытные уже футболисты, Валера и Олег, не без иронии наблюдали за новым тренером. Он отвечал им взаимностью, когда те, не спеша, только подтягивались к автобусу или на тренировку, Маслов злобно интересовался: «А где эти… альтруисты?» Всем казалось – Виктор Александрович придает этому хлесткому иностранному словцу отнюдь не словарное значение. Звучало оно коротко, как выстрел, как звук хлыста. Образованные Базилевич и Лобановский, читающие передовых писателей, созвучных времени, спускающие ползарплаты на пластинки с лучшей зарубежной музыкой, не без ехидства переспрашивали: «Виктор Александрович, позвольте полюбопытствовать, а кто такие альтруисты?» Маслов парировал: «Не знаю, кто такие, но как футболисты, они – г*вно!»

В итоге дуэт «альтруистов» отправился в Черноморец и Шахтер, параллельно интересуясь тренерским образованием, а Маслов подтягивал в команду футболистов другого поколения – атлетичных, темповых, скоростных. Уже они, Хмельницкий, Серебряников, Мунтян, Щегольков, Медвидь, Биба, Пузач, Бышовец, определяли игровое лицо киевлян. Новаторский подход Маслова, его неутомимый поиск лучшего даже от хорошего, превратили Динамо в великий клуб. 

Пока Лобановский и Базилевич откровенно доигрывали, на их глазах Динамо заиграло так, что – ну, было же такое, наверное ‒ эти ребята в глубине души хотели бы играть в этой команде в такой футбол! Да, Маслов и киевская «золотая молодежь» были далеки, как Марк Бернес и Элвис Пресли, как Эдуард Хиль и Джими Хендрикс. Но в итоге его строптивые подопечные признали частично правоту своего наставника, ведь футбол Лобановского содержит многие принципиальные элементы из футбола Маслова. Однозначно умно переосмысленные, точно подогнанные под свою догму, но те же. Тренер Лобановский годы спустя, когда ушла свежесть человеческой обиды, наверное, понял тренера Маслова. 

Динамо (Киев) зазвучало гордо

Уже в первом же своем киевском году Виктор Маслов выиграл Кубок СССР 1964 года. Впоследствии он выиграет три чемпионства СССР, две серебряные медали, два Кубка СССР. В 1965 году, когда все остальные советские клубы по-прежнему не играли в еврокубках, «Дед» взял на себя ответственность и попросил заявить Динамо на Кубок обладателей кубков. 

Премьера в УЕФА оказалась неоднозначной – вынеся заштатный североирландский Колрейн (6:1, 4:0), затем киевляне справились с норвежским Русенборгом (4:1, 2:0). Но следующий соперник – шотландский Селтик – мастерски отодвинул матчи на… январь и переиграл советского представителя – 0:3, 1:1. Динамовцы были не готовы, тогда как британцы традиционно играют и на рождественские праздники, у них разгар сезона. В Киеве – метель и морозы, принимать «кельтов» приходилось в Тбилиси. Да и оригинальная манера Стейна поставила динамовцев в тупик. Тогда их критиковали, а Селтик впоследствии выиграл Кубок чемпионов. Когда несколько лет спустя Динамо обыграет глазгвеанцев, действующих обладателей трофея, Маслова уже будут называть великим тренером. 

Это сейчас Уилсон, Голдблатт и прочие писатели, восхищающиеся талантом великого тренера, отмечают его как новатора. Ведь в Динамо Маслов первым в советском футболе и, быть может, независимо от передовых немецких, голландских и бразильских тренеров, попробовал 4-4-2, создал темповый и скоростной темп для киевлян, научил их играть настолько интенсивно, чтобы через прессинг вынуждать соперника ошибаться. Когда смотришь скупые кадры матчей масловских команд, они и вправду выглядят более современно, чем современники. Он опережал время. Но и предопределил перемены. 

Маслова уволили очень болезненно. Начальство было беспощадно к талантливому тренеру и доброму человеку

Динамо (Киев) доминировало в советском футболе 60-х, и Маслов как раз спокойно и последовательно собирался провести смену поколений. То ли кому-то из авторитетов это очень не нравилось, то ли «колючий» специалист стоял поперек горла, но седьмое место в 1970 году Маслову не простили. 

24 сентября 1970 года Динамо проиграло в Москве ЦСКА – в свои ворота забил защитник Левченко на 58-й минуте. «Армейцы» были третьими в таблице, минимальное поражение от них не было позором, оставалось играть еще шесть туров, для киевлян ничего еще глобально не было потеряно. А ведь он уже активно вводил в игру молодежь во главе с Блохиным… Но Виктора Маслова «ушли», причем, о своей отставке он узнал от какого-то случайного человека – не было даже душевного разговора, нормального прощания. 

Конечно же, в киевском Динамо Виктор Александрович не реализовал все свои замыслы. Как, впрочем, и в жизни. А что тренером он был незаурядным, так вот вам доказательство: в очередной раз вернувшись в родное Торпедо, Маслов тут же выиграл Кубок СССР с куда более скромным, нежели предыдущее – стрельцовско-воронинское – поколение, а когда возглавил Арарат, выиграл этот трофей еще и с ереванцами. А ведь все они – Торпедо, Динамо, Арарат и команды поскромнее – были различными по стилю, по подбору игроков, по могуществе поддержки… 

Если оценивать именно работу тренера, Маслов еще при жизни доказал свое величие. В силу скромности он этим не пользовался и не кичился своими трофеями. 11 мая 1977 года Виктор Александрович умер в 67-летнем возрасте. В последние годы он тяжело болел. И вот вам штрих: семь лет спустя на его похороны в чужой город приехали большинство из его подопечных-динамовцев, хотя многие после Маслова у Лобановского и Базилевича вышли на еще более высокий уровень мастерства. И вы знаете, когда говоришь с динамовскими ветеранами 60-х, Маслова они называют нежно – при чужих Виктором Александрычем, при своих – «дедом» и даже «дедушкой». Слова плохого о нем не говорят. Вот оно, признание. Таково оно и есть. 

Лучшие букмекеры
1
150000 грн