Сергей Юран: «Порту — это Динамо, а Бенфика — Спартак»
Вашему вниманию представляем редкий и нигде ранее неопубликованный на наших просторах эксклюзив экс-игрока киевского Динамо Сергея Юрана, который воспитанник ворошиловоградской «Зари» дал клубному журналу Порту в марте 1995 года. Этим интервью стартует наша новая рубрика Ретро футбол.
К Сергею Юрану, футболисту, состоявшемуся в Динамо, но желавшему играть в «Спартаке» еще в бытность игроком киевского клуба, и выступавшему впоследствии за сборную Россию, относятся в Украине, мягко говоря, не очень. Но не отнять того, что футболистом он был с Большой буквы!
Далеко не всем украинским футболистом удается заиграть в Европе. Юрану это удалось. Сергей покинул Украину с развалом СССР. На радость динамовских болельщиков оказался он не в Спартаке, а в Бенфике. В «народную команду России» он попадет, но гораздо позже. А переход в Бенфику состоялся следующим образом: «Свен-Ёран Эрикссон увидел меня во время товарищеского турнира с участием четырех сборных, который прошел в июне 91-го в Швеции. Под руководством Анатолия Бышовца победили хозяев, а потом сыграли вничью с итальянцами. Эрикссон те матчи смотрел на стадионе. Меня хотел подписать Ливерпуль Грэма Сунесса, который был фаворитом в этой гонке, но, когда я вернулся в Киев, мне сказали: «Едешь в Бенфику. Мнение игрока в те годы никого не интересовало: партия сказала «надо», комсомол ответил «есть». Но все, что ни делается - к лучшему», - вспоминал Юран
В Португалии Юран завоевал симпатии местной торсиды с первого дня. В одной из первых игр за Бенфику Сергей оформил каре в КЕЧ (мальтийскому клубу Хамрун Спартанс)! Вскоре Юран уже играл против Динамо в КЕЧ и отвесил своей бывшей команде два мяча в Лиссабоне, когда португальцы устроили нам порку 5:0 в весьма странном по воспоминаниям некоторых участников той игры матче.
Бенфика была в шаге от выхода в финал последнего розыгрыша Кубка чемпионов. Перед заключительным игровым днем Бенфике для попадания в финал нужна была любая победа на «Ноу Камп» и невыигрыш Спарты в Киеве. Второй вариант прошел благодаря закадычному другу Юрана. Саленко подсобил Юрану, забив единственный гол во встрече, убив тем самым надежду чехов на первое место в группе. Но обыграть Барселону, да еще на «Камп Ноу» было задачей архисложной - Бенфика уступила 1:2
Орлы» в финал не вышли, но своя радость у Бенфики имелась - Сергей Юран с семью мячами на пару с Жаном-Пьером Папеном стал лучшим бомбардиром Кубка чемпионов. Победителем же КЕЧ стала Барселона, одолевшая Сампдорию 1:0 благодаря памятному штрафному Рональда Кумана.
Юран перебрался в Португалию в 1991 году и играл там вплоть до 1995-го. Вскоре после этого интервью, данного журналу «Dragoes», который ваш автор приобрел на барахолке в Порту за один евро, покинул Португалию, приняв предложение Олега Романцева помочь Спартаку в Лиге чемпионов.
Мы нарезали самые интересные моменты из интервью, убрав разного рода анахронизмы.
Когда я не забиваю, много мучаюсь и с нетерпение жду следующую игру
- Можно ли вас назвать состоявшимся футболистом (Юрану на тот момент уже исполнилось 25 лет)?
- Да, безусловно. По крайней мере я на этом пути. Но я не задумываюсь об этом, если честно. Я предпочитаю, чтобы вещи шли своим чередом, чтобы прежде всего Порту добивался результата. Только в последнюю очередь думаю о себе.
- Как вам удалось сходу стать игроком стартового состава Порту?
- Это результат проделанной мной работы ранее в Бенфике (где Юран провел три сезона, став в 1993 году обладателем Кубка Португалии, а в 1994-м выиграв чемпионат. – Авт.). и доверия тренера к моей персоне, он видит меня в своей системе игры (в Порту Сергей Юран играл под руководством знаменитого Бобби Робсона, переводчиком которого в те годы работал Жозе Моуринью. Сезон 1994/95, проведённый в стане «драконов», сам Юран считает одним из ярчайших в своей игровой карьере. Порту стал чемпионом страны, а в принципиальном матче с Бенфикой Юрану удалось огорчить Бенфику, при этом торсида «орлов» не освистала футболиста, а наоборот встретила аплодисментами – Авт.). Мои игровые характеристики отлично подходят под видение тренера, я как и все, работаю на команду. В тренировочном процессе мы отдаемся работе так, как проделываем это в играх. Ни грамма расслабленности. И что еще очень важно, в Порту не имеет значение имя на спине. Играет команда. Только за фамилию на футболке тренер не поставит игрока в состав. Нужно добывать это право ежедневно в конкуренции с другими.
- Неужели имена не делают результат в футболе?
- Нет. В нашем клубе все равны, независимо молод ты или уже не один год в команде. У нас нет звезд, никто не ставит себя выше других. Если игрок не соответствует уровню игры команды, он не будет играть. В Порту крайне сложно попасть в число первых одиннадцати. Как бы так лучше выразиться… Нужно сильно попотеть для этого на тренировках, и как я уже говорил, отдавать себя полностью работе каждый день.
- Насколько тренер требователен в отношении количества голов для вас или какого-нибудь другого нападающего?
- Не имеет значение, кто забивает - Фолья, Домингуш, Друлович или Юран. Важно забивать и побеждать. Мы все вместе разделяем радость победы и вместе огорчаемся поражениям. Как и в жизни, есть хорошие и плохие дни. Если все складывается хорошо, мы должны придерживаться этого курса, если что-нибудь идет не так, мы должны отреагировать и исправить положение в лучшую сторону.
Но это не означает, что я не люблю забивать. Люблю. Очень люблю. Когда я не забиваю, много мучаюсь и с нетерпением жду следующую игру.
После ЧМ-1994 ко мне кардинально изменилось отношение в сборной России
- Совпадают ли ваши ценности с идеями Порту?
- Вне всяких сомнений. Точно так же было и в Лиссабоне, где на первый план выходила игровая и командная дисциплина. Когда я пришел в Порту, заметил схожие принципы в коллективе – все работают на благо одной цели, думают в одном направлении, и хотят быть только на вершине. В Порту нет деления на группы, нет даже намека на мелкие группировки, что я встречал ранее в других командах. Меня подкупает в Порту искренность в коллективе, что во многом облегчает взаимопонимание на поле. В команде действительно великолепная атмосфера!
- Четвертьфинал Кубка Кубков с Сампдорией. В Генуе вы забиваете единственный гол во встрече, но в ответной встрече Сампдория побеждает 1:0 и выбивает Порту в серии пенальти. Не такого итога вы ожидали перед ответным поединком?
- Это было крайне обидно, учитывая результат первого матча в Италии. Но футбол непредсказуемая игра, мы должны не падать духом и взять золотые медали в чемпионате. Конечно, обидно проигрывать таким образом и я зол за себя, что не смог реализовать прекрасный момент. Обидно и то, что не в первый раз мы уступаем несправедливо, словно несем наказание за что-то. Только за что? Меня все еще терзает вопрос – по какой причине мы не прошли Сампдорию? Возможно, это то, что люди именуют черными или темными дни. Нужно поскорее это забыть.
- Не могу не задать вам вопрос по поводу сборной России. Что у вас там происходит?
- После тех проблем, которые возникли внутри сборной на ЧМ-1994 в США, и которые не были спровоцированы мной, в чем меня обвинили, ко мне кардинально изменилось отношение. Меня перестали приглашать в сборную. Это неприятная тема. Если меня и позовут снова, я должен переговорить с ними, чтобы это никоим образом не помешало моим выступлениями за Порту. (речь о знаменитом «письме четырнадцати», когда после матча сборной России с греками в Афинах, между рядом ведущих игроков и руководством Российского футбольного союза произошёл конфликт, результатом которого стал отказ некоторых футболистов, среди которых был и Юран, выступать за сборную. Свои требования футболисты зафиксировали в «Письме четырнадцати». Однако тренеру Павлу Садырину удалось уговорить нескольких игроков, в том числе и Сергея Юрана, отказаться от выдвинутых требований и вернуться в команду. В числе других футболистов, Юран принял участие в чемпионате мира 1994 года, сыграв на нём в одном матче против сборной Бразилии. По мнению Юрана, более сыграть на чемпионате ему не пришлось, поскольку Садырину он был не нужен как игрок, а в команду взяли, чтобы сгладить конфликт «14-ти». В итоге, после прямого вопроса главному тренеру о смысле своего пребывания в сборной (после матча с Камеруном), Юран был отчислен из команды. После ЧМ-1994 Юран больше года не вызывался в сборную. И только в конце 1995 года, когда Юран перешёл в московский Спартак и тренер сборной, и, по совместительству, клуба Олег Романцев снова стал привлекать его к играм национальной команды. Однако в число футболистов, отправлявшихся на Евро-96 в Англии, Юран не попал. – Авт.).
Лиссабон сравнил бы с Москвой, а Порту – с Киевом
- Жизнь футболиста всегда подразумевает переезды, смены стран, отелей, городов. Как вы рассматриваете свою адаптацию в Европе?
- Положительно. И хотя в Порту я прожил еще не так много времени, как в Лиссабоне, но я искренне полюбил этот город. Лиссабон огромен, космополитен, это метрополия, как Москва. В Порту все компактно, все люди знают друг друга, здесь больше теплоты и душевности. Лиссабон я бы сравнил с Москвой, а Порту - с моим родным Киевом. Даже цвета клубов идентичны – Порту с Динамо, Бенфика со Спартаком. Я лучше чувствую себя на севере в Порту. Здесь меньше шума и более спокойная, размеренная жизнь.
- В начале разговора вы отмечали приятную обстановку в коллективе. Этот момент сглаживает тот факт, что вы находитесь далеко от настоящей семьи?
- Должна быть какая-то компенсация. Я украинец, нахожусь за много километров от моей родины, семьи и близких, играю в Португалию, и я должен как-то компенсировать эту нехватку. К счастью, я получаю много поддержки со стороны фанатов, что очень важно, то делает меня счастливым. Если бы этого не было, я не чувствовал бы себя полностью счастливым в Португалии. Нелегко быть самому, как многие думают. К примеру, мой напарник Василий Кульков женат. Ему легче в плане быта. Я это компенсирую общением с друзьями.
- Чем вас привлекает Португалия?
- Не буду оригинальным, если скажу, что Португалия особенна своим теплым климатом. Я приехал из прохладной страны, а здесь могу наслаждаться солнцем почти круглый год. Это очень приятный бонус. Да, в Португалии есть зимы, но это далеко не те зимы, к которым я привык. И я без ума от португальской кухни. Любимые блюда? Арроз-де-кабидела (рис из птицы, обычно из курицы. Особенность блюда в том, что туда добавляют куриную кровь, смешанную с уксусом, пока рис кипит. – Авт.), Cabrito assado (типичное жаркое в духовке. – Авт.), Сozido à portuguesa (португальское рагу. – В.П.).
- Чему вы обучились в Португалии?
- В футбольном плане я стал более зрелым игроком. Я приехал в Португалию в 22 года, со стилем игры, скажем так, юниорским, что ли. Сейчас, по прошествии почти четырех лет, я обрел уверенность в себе. У меня стало намного больше опыта и футбольных знаний. Порту помог мне заматереть. Теперь я могу назвать себя полностью сложившимся футболистом.
Jorge M.Pinto (перевод адаптировал Валерий ПРИГОРНИЦКИЙ)