«Юп Галл перевел меня в дубль Стали за то, что я его называл «лысый х*й»: Антон Кравченко – о дуэлях с Гладким, Будковским и Адебайором

Антон Терехов
9863
0
Антон Кравченко и Юп Галл. Коллаж: FanDay.net

Защитник Антон Кравченко в эксклюзивном интервью для FanDay рассказал о том, как едва не выиграл в Венгрии чемпионат у Ференцвароша Реброва, о самых безумных стадионах Турции и Греции и о дуэлях с лучшими форвардами Украины и Европы.

Его брат выигрывал кубок УЕФА и был самым дорогим внутренним трансфером в Украине на 2008 год. Антон Кравченко на четыре года младше Константина, но кое в чем превзошел способного полузащитника – он смог заиграть в высших дивизионах Украины (Сталь, Олимпик, Волынь), Турции (Кардемир) и Венгрии (Кишварда), попробовать силы в еврокубках и выиграть с Кишвардой чемпионат Венгрии.

32-летний защитник Антон Кравченко откровенно рассказал о том, как окрыляет доверие тренера, о Гладком, которого невозможно закрыть, про ошибочный уход из Днепра, и о том, как все проиграть, но затем отбить в карты с братом Ротаня.

О бодрых матах португальского вратаря, беге наперегонки с Коноплянкой, что будет, если сломать сына спортивного директора и о подготовке к сезону под руководством старшего брата в эксклюзивном интервью для сайта FanDay.net рассказал Антон Кравченко.

«Бразильский вратарь Фелипе своим португальским матом не давал выключиться из игры»

– Антон, вы в академии Днепра начинали?

– Да, Днепр – клуб с большой историей. Мы пытались идти вровень с лидерами. Было нелегко, но мы пробовали.

– Тренеры сразу увидели в вас центрального защитника?

– Нет, в 2007-м в 16 лет, например, я был признан лучшим нападающим турнира для юношей «Кубка Черного моря». Я вырос очень быстро (сейчас – 190 см). Меня использовали то опорным, то нападающим. У меня нет большой скорости, зато я умею организовывать оборону.

И когда в сезоне 2007/2008 я попал в дубль Днепра, Владимир Иванович Горилый (игрок Динамо, Днепра и Хапоэля, сборной, тренер дубля Днепра и молодежной сборной Украины, ‒ прим. А.Т.) поставил меня в защиту, и там я прижился. Некоторые игры я играл опорным, но мне тяжело, если есть игрок за спиной, я не умею крутить головой, как надо опорникам. А когда я защитник, сзади только вратарь, и я вижу впереди все поле.

– Подсказка вратаря большое значение имеет?

– Если он не просто стоит в воротах, а играет, то защитнику становится легче. Играет ногами, подстраховывает, не боится выйти на выход. Когда он уверен, это передается по всей команде. Это не я сказал, так давно уже говорится, и это правда.

– Какой у вас самый классный вратарь был за спиной?

– Юра Панькив, наверное (вместе играли в УПЛ в каменской Стали 2015 – 2017, – прим.А.Т.). И в Венгрии, когда я пришел в Кишварду (2019), там был вратарь Фелипе, бразилец (выступал в Бразилии за Коринтианс и Фламенго, 7 игр за сборную Бразилии U-17, ‒ прим. А.Т.). Он своей эмоциональной поддержкой, матами на португальском, заводил и всегда давал уверенность. Не давал отключиться, отдохнуть, ты всегда был в игре. Да и сам на линии был очень в порядке.

– А украинский мат держит в тонусе? Вы ведь сезон были в Волыни?

– Как раз зимой 2012 года я приехал на просмотр, и там все изменилось, пришел Демьяненко. С Кварцяным, к сожалению, не пересеклись, но хотелось бы с Кварцяным поработать. Мне импонирует, как в каком-то интервью он говорил: «Мне нравятся заведенные футболисты. Даже если мне что-то скажут в ответ, не обратим внимания, на футбольном поле ты должен быть злым, а не как тряпка».

– Вы знаете, что он любит игроков вашего роста? И что у Виталия Владимировича тяжелые нагрузки, иногда и по четыре тренировки в день бывало?

– Было бы очень тяжело. Но результат видно, у него есть много воспитанников, которые играли на хорошем уровне.

«Когда тренер доверяет – ты фигачишь»

– С каким тренером у вас был наибольший контакт и взаимопонимание?

– Это был Роман Санжар в донецком Олимпикев 2017-18 годах, с ним был именно контакт и взаимопонимание. Вообще, мне удалось поработать с сильными тренерами. Анатолий Бузник (сборная Украины U-17-U-19), Кучук (2017 – Сталь), Владимир Горилый, Владимир Багмут. Багмут был вторым тренером, но он что-то видел во мне, учил меня длинным передачам.

В Олимпике мне дали игровую практику. Когда мне доверяют, меня это вдохновляет. Ответственность перед тренером, максимальная концентрация и самоотдача. Это у всех так, когда тренер доверяет, ты… фигачишь, короче :‒)

– В Днепре в 2007-10 годах вы были в дубле?

– Был момент, когда я уже сидел в запасе две игры и стучал в основу. Когда тренером был Бессонов. И тут в зимний перерыв, когда у меня истекал контракт (2010), пришли испанцы ‒ Хуанде Рамос с помощниками. И из-за своего возраста, не имея всей информации, я совершил ошибку ‒ ушел из Днепра.

Тогдашний тренер дубля Дима Михайленко предлагал мне контракт еще на полгода, чтобы я доиграл в молодежке. И я был в списках на сборах. Но я сказал – нет, думал, что пойду и где-нибудь заиграю.

«Коноплянка бежал и ржал, что я не могу его догнать. А я – как паровоз на дровах»

– Вы поиграли в дубле с Коноплянкой. Он уже тогда выделялся?

– Ну, тогда Карноза, Каверин, Коноплянка, Лепа, Пашка Пашаев, покойный Макс Пашаев ‒ они все выделялись. Быстрые были ребята, ловкие. С головой.

Как-то бежали какой-то спринт в тройках. Со мной ‒ Пашка Пашаев и Жека Коноплянка. Они бежали и ржали, что я не могу их догнать. А у меня 88 кг и метр девяносто, я сзади как паровоз на дровах.

– Коноплянка в Румынии, вы – в Венгрии. Вернулись бы в Украину, если бы было предложение?

– Вернулся бы, но их нет. Полгода не играл, сказывается, что не было игровой практики. Предложений мало, нормальных нет, которые бы меня устроили для продолжения карьеры.

– А как с венграми, почему Кишварда не продлила ваш контракт?

– Насколько я знаю, у президента клуба есть такое мнение, что каждый футболист имеет свой ресурс. А я свой ресурс уже отдал. И пора что-то изменить. Доработал контракт и все. Это было зимой, пытались найти какой-нибудь вариант аренды, но не было.

Команда хотела играть очень высоко, центральные защитники во время атаки должны находиться у центра поля и выжимать соперника из своей половины. Тогда и вратарь нужен, который не будет стоять во вратарской, тоже будет стоять высоко, страховать защитников. При потере слишком большие зоны оставались за спиной. Я не был особенно согласен с такой игрой. Это, должно быть, меня и погубило здесь.

Четыре с половиной года я дрался за команду. Но я не в претензии. У меня и травмы были, и некоторое время я играл на уколах.

«Ференцварош Реброва хорошо нас «возил»

– Кишварда в лидерах идет?

– В 2021/2022 заняла второе место. В 2022/2023, пока я играл, были третьи-четвертые. А в первые сезоны, как я пришел, боролись за выживание. Stepbystep, Кишварда набирала форму, начали уважать нас и бояться. В Лигу Конференций попали.

– Против Ференцвароша Реброва приходилось играть?

– Мы играли, нас хорошо «возили». Реброва обожали здесь. Команда играла отлично. Ференцварош в групповой этап Лиги чемпионов много лет не выходил до Реброва. Еще пять-шесть игр остаются в чемпионате, а они уже отмечают чемпионство. Ференцварош и сейчас сохраняет позиции лидера, но при Реброве был лучше, чем при Черчесове.

– В донецком Олимпике в 2017-18 годах были ваши лучшие сезоны в УПЛ?

– Да, это было классное время. С Артемом Шабановым играли в центре защиты, какое-то колоссальное было понимание. Моему брату Константину (выступал за Днепр, Шахтер, Ильичевец, – прим. А.Т.) нравилась эта связка. Мы дополняли друг друга.

Шабанов сейчас в Полесье. Посмотрел игры Полесья – очень здорово отыграли, в УПЛ мне они понравились.

«Гид помог купить карту под интернет, а потом нашел мне новую команду»

– Как попали в турецкий Карабюкспор?

– После полугодия в донецком Олимпике всех начали разбирать, кто в Европу, кто в Динамо. Были еще с Олимпиком на сборах в Турции, нам местный гид помогал с организацией. Я его попросил помочь найти карту, чтобы я имел свой интернет. Слово за слово, он такой: «Давай я тебе и команду найду». Через какое-то время подходит, говорит: «Вот есть команда, да и так, хочешь?».

Я сидел без клуба, а здесь за десять дней – играю за Карабюк против Адебайора (форвард Эммануэль Адебайор играл за Арсенал, Манчестер Сити, Реал, Тоттенхэм и Истанбул, лучший футболист Африки в 2007 и 2008, любитель путина – прим. А.Т.).

– И как против такой машины играть? Притормозили его немного?

– Даже не помню. Помню, как меня переполняли эмоции от того, что против него играю. Помню, что проиграли.

К сожалению, точно помню, как скрутились Галатасараю 1:7 с 0:3 после первого тайма. Там был нападающий - Бафетимби «Черная пантера» Гомис (12 матчей и три гола за сборную Франции, ‒ прим. А.Т.). Он даже праздновал голы, как пантера. Против него капец как тяжело было играть!

– Существует стереотип, что мощным центральным защитникам, как вы, тяжело против скоростных и резких нападающих.

– Причем здесь. Ты центральный защитник. Пусть он быстр и резок, если не будет зоны позади тебя, куда он побежит?

– Есть еще один стереотип. Один центральный должен быть высоким и мощным, а второй – невысокий и быстрый.

– Так говорил Леонид Станиславович Кучук. Он был моим тренером в Стали. Там мы с Шабановым познакомились и играли. Он высокий (189), левоногий, а я правша, еще у Артема скорость присутствует.

– С вами в Карабюкспоре играли украинцы?

– Да, полузащитник Андрей Близниченко и вратарь Александр Рыбка.

– А Евгений Селезнев? У него 15 матчей и два гола в сезоне 2017/2018.

– Селезнев ушел раньше, чем я появился в клубе. У Карабюка как раз начались проблемы с деньгами.

– С вами рассчитались?

– Нет, клуб исчез. Сейчас появился какой-то Карабюк новый. Но я и не рассчитываю [на деньги]. Это был отличный опыт: поиграть на крутых стадионах, увидеть, как болельщики болеют.

Жаль, что в те полгода не удалось сыграть с Галатасараем на их стадионе ‒ только дома. Досадно. Но сыграли на выезде с Бешикташем сильнейший матч. У меня накануне защемило шею, тяжело было даже поворачивать. Обычно я бы сказал, что не могу, потому что мне очень больно. Но мы играли с Бешикташем на Водафон-арене. С болью бегал.

– Если на стадионе много болельщиков, даже если они против вас, все равно круто?

– Когда мы только в Олимпик пришли (лето 2017), вышли в Лигу Европы, в квалификацию. Играли с ПАОКом. Олимпик болельщиков, можно сказать, не имел. А тут ‒ Греция, старый стадион, акустика какая-то, что болельщики не позволяют реконструировать. Вышли прямо на поле посмотреть – люди уже кричали. А вот начали играть... Ты не чувствуешь усталости, ты просто бежишь, и все. Это что-то другое.

Это мои две игры с Бешикташем и ПАОКом, когда были самые потрясающие болельщики на стадионах. Еще Лобановский говорил, что футболисты – как актеры. Кто будет играть пьесу, если нет зрителей? Это совсем другое.

– Александр Рыбка в Карабюке много пропускал – 44 пропущенных в 20 матчах.

– Трудно было тогда. Какой-то индивидуальный футбол, не было командной игры. Опорные могли не вернуться. Ты играешь один на один и исправляешь чужие ошибки. Нас возили каждую игру. Денег не платили. А вообще Рыбка – отличный вратарь.

– Что-то отсудить у клуба получилось?

– Получилось. Но на бумаге есть деньги, а в кармане - нет. Но я шел туда поиграть, насладиться. Я мечтал в футболе больше не деньги зарабатывать, а о самой атмосфере ‒ стадионах, криках фанатов.

– А в Венгрии как с этим?

– Относительно, да. У Кишварды стадион примерно 3 000 – 3 500 зрителей. На каждый матч приходило по две тысячи, но когда стадион маленький, лучше. Есть ощущение, что есть люди. А если стадион большой, те же две-три тысячи болельщиков – другое ощущение.

– Олимпик донецкий болельщики не уважали?

– Да, больше родственников приходило.

– Что думаете о скандалах с договорными играми Олимпика U-19?

– Без понятия. Я играл за первую команду, и мы играли честно.

«Анатолий Бузник – отличный человек! Он нас заставлял книги читать»

– У вас 19 игр за сборную U-17 и U-19. Какая игра больше всего запомнилась?

– Наверное, матч с англичанами в Киеве, групповой этап (Евро-2010 U-19). Нам нужно было выигрывать в три мяча. Я был четвертым среди центральных защитников. Только на установке узнал, что у Приймы и Парцвании что-то с коленом. И мне нужно было играть. Я вышел и получил огромное удовольствие. Там еще играл нападающий из Астон Виллы, который уже в АПЛ два гола забил (Натан Дельфуэнсо провел 31 матч в АПЛ, но большую часть карьеры отыграл во втором и третьем дивизионе Англии, ‒ прим. А.Т.). Я его перекусил. Это было мое удовольствие футбольное :‒)

– Он играл в английской, силовой манере?

– Я его не замечал :‒)

– Как это сделать?

– Что сделать? Не замечать его? :‒) Мне брат Костя, когда я только начинал в дубле, как-то сказал – «Антон, неважно, кто перед тобой стоит, это такой же человек, такой же футболист. Не нужно обращать внимание на фамилию».

– Кто вас тренировал в U-17 и -19?

– Анатолий Бузник – очень светлый, хороший человек! (Работал тренером в системе юношеских и молодежных национальных сборных – 1997, 1998, 2004 – 2010, –прим. А.Т.). Он заставлял нас книги читать. Не какие-то конкретные, а в принципе приучавшие читать. Так я прочитал «Турецкий гамбит». 

Анатолий Иванович говорил: «Я вам даю ноты, а вы играйте». Не похож на Кварцяного, например. Не было такого, чтобы он кричал, материл, заводил с бровки. Но его общение помогало. Различные подходы – это правильно. Нельзя только «пихать», чтобы игрок был злой. Нужен баланс. Как мой брат говорит, нужен индивидуальный подход к каждому футболисту.

– Было ли желание поработать с Бузником во взрослом футболе?

– Когда он работал в кропивницкой Зирке, меня пригласил. Мы работали, его все устраивало. Но мне не повезло, на тренировке травму из-за меня получил сын спортивного директора или кто он там был (вероятно, Дмитрий Титов, – прим. А.Т.). Меня спустя время отправили, Анатолий Иванович мне сказал: «Крава, ну ты же понимаешь...», и я ответил: «Анатолий Иванович, я понимаю».

«Юп Галл перевел меня в дубль Стали за то, что я его называл «лысый х*й»

– Со всеми тренерами так здорово складывалось?

– Нет, к сожалению. Сталь каменскую голландцы тренировали. Сначала Эрик ван дер Мэр. Затем он пригласил себя помощником Юпа Галла.

Ван дер Мэр потом уехал, остался Галл с августа 2016-го за главного. Я у него вообще не играл, он меня не любил. Помню, проиграли на выезде Александрии. Я вообще на поле не выходил. Проспал всю дорогу назад. А двое из футболистов выпили понемногу.

На следующий день тренировки, Юп забегает в раздевалку и кричит: «Кравченко, на х*й в дубль!». А выпивших вызвал к себе и влепил по выговору.

Я не понимаю, в чем причина, забегаю к нему: «Что произошло?». А ему кто-то доложил, что я его при общении с игроками называю «лысый х*й».

– Ты его так реально называл?

– Да. Да и не только я, похоже.

При ван дер Мэре результаты были не очень. ПрезидентСтали Вардан Михайлович Исраелян пришел, говорит: «Нужно убирать». Ван дер Мэр говорит: «Ухожу», а второй тренер Галл – «Нет, мне предложили остаться». Выходит, кинул Эрика, пригласившего его помощником, не пошел за ним и остался тренировать.

Мы едем на поезде в Каменское, Юп берет телефон, а там Эрик прислал ему фотку члена. Я случайно увидел :‒)

Юп заметил, что я увидел и говорит: «Да, это вот от Мэра». Надеюсь, не наврежу, в Голландии это даже не прочтут.

– Галл хотя бы хорошо тренировал?

– Ужасный был тренер, такой бессмысленный.

«Гомис в Галатасарае меня уничтожил»

– Помогало, что у вас старший брат Константин раньше заиграл на профессиональном уровне? Для читателей напомним, что полузащитник Константин Кравченко, выступал за Днепр (75 матчей, 5 голов), Шахтер (28, 9) и другие клубы УПЛ, молодежные сборные U-17-19 и -21 (47, 16), обладатель кубка УЕФА, бронзовый призер Евро U-19.

– Насколько я знаю, он договорился обо мне в Днепре. У меня был выпускной год. Меня просмотрели и взяли в 2007 году. Естественно, он помогал мне во время выступлений.

Когда я из Турции вернулся в 2018-м, Костя приехал ко мне и готовил меня к сезону. Когда я приехал в Венгрию в 2019-м, он был моим индивидуальным тренером. Мы провели колоссальную работу, и это дало результат. Поначалу я играл левого центрального защитника, мы сделали упор на левую ногу, и она была неплохая.

Тренер дубля Днепра Владимир Горилый говорил: «У твоего брата талант, а ты землю должен грызть». Костя мой ‒ это Пикассо, Микеланджело, если вы помните, как он играл.

Как он Горяинову и Металлисту практически с центра поля забил, такая болтушка была! Он и сейчас, если будут штрафные, то из десяти забьет семь-восемь. Если бы можно было, как в хоккее, выйти на минуточку, он бы еще лет 10 выходил, подавал бы со стандартов.

– В донецком Олимпике выходили на поле вместе с президентом клуба Владиславом Гельзиным?

– Нет, только в тренировках он иногда участвовал. Я против него играл, когда был в харьковском Гелиосе в 2013 году. Человек любит футбол. Для своего возраста, как футболист, он неплохо смотрелся.

– А как президент?

– Вопросов к нему нет. Все было как условлено, так и сделано.

– Как в Турции жилось? Другая страна, культура?

– Мы были в компании. Близниченко был с женой, Рыбка тоже. Зрителей – 5-7 тысяч на рядовой матч, на Галатасарай, допустим, полный стадион ‒ 20 тысяч.

– Какие у вас были сильнейшие соперники в УПЛ среди нападающих?

– Будковский (196 см) и Гладкий (188). Что касалось верховых дуэлей, Фил и Саша ‒ это те, с кем можно было сравнить свои силы с достойным соперником.

– Как тягаться с Будковским за верховой мяч, если он такого роста и габаритов?

– Идет подача, ты на автомате высчитываешь траекторию мяча, выпрыгиваешь чуть раньше, локоточек немного на плечо положил, не даешь ему выпрыгнуть. Выбор позиции, чтение игры ‒ все имеет значение.

– А Гладкий чем запомнился?

– Обычно нападающий, когда выпрыгивает, идет к мячу. А он выбегал сбоку. Помню его манеру, когда выпрыгиваем, и мое тело чувствует его силу. Врезался немного.

– А как сдержать Гладкого?

– Я не знаю :‒) Это Гладкий. Сравнил бы их двух с Гомисом запомнился из Галатасарая, он просто топ. С ним я вообще ничего не смог поделать. Корпусом мяч закрывал, у него нога такая здоровая, бежит, прыгает. Это было очень тяжело. Он меня уничтожил, мы 1:7 проиграли.

– У Руслана Ротаня тоже футбольная семья. Двое братьев пытались в футбол сыграть.

– Я знал только Леху. Мы с ним играли в покер.

– И как он в покере?

– Сначала мы проиграли все деньги, а в последних двух раздачах все отбили.

– Вы из того поколения, что больше о картах или о компьютерных играх?

– У меня баланс, я и там, и там :‒) Я и в карты, в джокер поиграть люблю, и в Доту пять лет играл.

– Молодежь уже карты и не знает, только компьютерные игры.

– Сейчас все меняется. Раньше дополнительно никто не работал. Не было такого потока знаний. Сейчас все более профессионально заняты футболом, мне кажется.

Не было YouTube, например. Можно было бы приложить гораздо больше усилий, чтобы заиграть на лучшем уровне. Возможно, я не показал полный максимум, но все же достиг того, к чему приложил руку. Лучший нападающий «Кубка Черного моря» (2008), серебряный призер Первой лиги (2014/2015, Сталь), и серебряный призер в Венгрии (2021/2022, Кишварда).