«Деньги на еду мне присылала семья»: яркая история успеха украинца, из Боавишты уехавшего в Болгарию
Самый результативный украинский легионер Евгений Сердюк в заграничных чемпионатах рассказал FanDay.net, как пробивался в Португалии и Болгарии.
Форвард Черно Море Евгений Сердюк эксклюзивно для FanDay.net рассказал историю своего успеха и подробности неудач во время португальского этапа своей карьеры. Евгений – самый результативный украинский легионер по итогам сезона 2021/22 (12 голов и два ассиста в 21 матче).
При этом путь к признанию у Сердюка был непростым – многомесячные долги клуба, депортация из ЕС, подписание контракта с клубом Примейры – за который ему не суждено было дебютировать, и вот сейчас – прорывной сезон в соседней болгарской лиге, где он является ведущим бомбардиром клуба Черно Море.
Журналист сайта FanDay.net Андрей Шевченко пообщался с Сердюком о старте его карьере в Португалии, о том, как он довел португальский клуб из профессионалов в аматоры, депортации из Европы и успешном сезоне в чемпионате Болгарии.
«В Болгарии трагедия с судейством»
– Вы очень сильно провели первый сезон в Черно Море, став самым результативным украинским легионером по итогам игрового года. Как вам это удалось?
– После череды неудач в Португалии я был очень истощен, в таких моментах нужно брать паузу, что я и сделал. Уже после паузы я попал в идеальный коллектив, который помог мне очень быстро адаптироваться.
Была большая мотивация отблагодарить их за такое отношение ко мне, ну и конечно же свои амбиции, свои цели помогли достичь такого результата. И да, приятно осознавать, что в прошлом году я стал самым результативным украинцем.
– Уже приступили к тренировкам после отпуска?
– Да, 5 июня собрались на первую тренировку после завершения прошлого сезона.
Моя команда уже сыграла первую игру на выезде, минимально победили. Я играть не смог по двум причинам – травма и перебор желтых карточек.
– Как получили травму и как проходит процесс восстановления?
– Во время товарищеского матча, где-то в середине июня. У меня ранее уже был опыт с травмой голеностопа, поэтому в этот раз я быстро восстановился за месяц. 10 июля провел первую тренировку с командой.
– А почему у вас так много желтых карточек (девять желтых и одна красная за 21 матч)? В Болгарии другое судейство или же грубо играете?
– Стараюсь на поле отдаваться на все 101% и иногда перебарщиваю, но иногда и судейство. По моему мнению, в Болгарии с ним трагедия.
– Тренер по шапке не давал?
– Нет, я свою задачу выполняю – забиваю голы, так что просто говорил не получать тупых желтых и при этом не сбавлять в агрессии.
«Родственники находятся в Донецкой области, но уезжать не хотят»
– Вы ведь сами из Донецкой области, но в юном возрасте попали в Португалию из киевского Монолита. Как вы оказались в Киеве и в Монолите?
– Все верно, я из Дружковки. Мама не видела перспектив оставаться в маленьком городе и решилась на переезд в столицу. После того как освоились в новом городе, мой старший брат отвел меня в футбольный клуб Биомед.
Я там играл около двух лет. В какой-то момент мы играли товарищескую игру против Монолита, и я хорошо себя проявил в этом матче. Меня заметил главный тренер Игорь Ермаков и предложил заниматься с ними, так я и попал в Монолит.
– Боевые действия на Донбассе в 2014 году обошли вас стороной?
– Да, мы переехали в Киев, когда мне было 5 лет. Но в Дружковке у меня остались дедушки и бабушки.
Мы с ними поддерживаем связь, предлагали им переехать в безопасное место. Но так как они живут там всю жизнь – не хотят никуда ехать.
– Как вы узнали, что началась война? Что пережили в тот момент?
– В 5 утра меня разбудила жена и сказала, что началась война. Я ей не поверил, сказал, что это очень смешно как для пяти утра и лег обратно. Она в ответ сказала, что россия напала на Украину.
То, что я чувствовал в моменте, не передать: я не верил до последнего, у меня не было слов.
«Моя первая зарплата в Португалии была 200 евро, приходилось просить деньги у родителей»
– Давайте вернемся обратно к футболу. Между Монолитом и португальским клубом Фатима было соглашение о сотрудничестве, на основании его вы и попали на просмотр в Португалию. Помимо вас кому-то еще из украинцев удалось также зацепиться за Португалию?
– Все верно. Украинцы были на просмотре у Фатимы, но их максимум оказался U-19. К сожалению, никто кроме меня не попал в первую команду, я имею в виду, что не сыграл за нее в официальном матче.
Очень обидно, что Влад Страмоух и Анатолий Жихарев не смогли зацепиться за эту возможность по разным причинам.
– Как у вас проходила адаптация в Португалии, в новой для вас стране?
– Очень сложно было первый раз оказаться так далеко от своей семьи, еще и так надолго. Приходилось быстро учить языки и адаптироваться, чтобы понимать тренера.
– Хватало ли финансов от клуба? Возможно, приходилось где-то подрабатывать?
– Дотянуть до зарплаты не хватало. Деньги на еду мне присылала семья, хотя я бы не сказал, что моя семья из богатых. Но я им очень благодарен за то, что они помогали мне финансово. Они при этом практически оставались без ничего…
– Какая же у вас была первая зарплата в Португалии?
– 200 евро в месяц.
– Пробовали как-то дополнительно подрабатывать? Возможно, официантом или курьером?
– Нет, я не знал язык, да и не было даже в мыслях подобных вещей.
– Почему вас все-таки взяли в Фатиму, ведь главный тренер не видел вас в команде и первых полсезона вы провели на скамейке?
– После первого просмотра меня вовсе не хотели брать в команду, говорили, что я им не подхожу. Но экс-тренер Монолита Игорь Ермаков попросил дать мне шанс.
Они долго думали, но все же решились. Сначала я попал в U-19 и в первом же матче забил четыре гола, хоть мы и пропустили еще на первой минуте. В итоге матч закончился 4:1 в нашу пользу. Так я и провел весь сезон, забив 22 гола за 17 матчей.
Мне кажется, что не каждый так играет в U-19 и после этого тренеру первой команды я стал интересен.
– Что вам позволило так прогрессировать в Португалии, ведь вы в каждом сезоне забивали все больше и больше?
– Мотивация становиться лучше и добиваться своих целей, а иначе для чего бы я столько работы проделал бы? Я живу футболом.
«Пять месяцев я жил без зарплаты, руководство клуба кормило только обещаниями»
– Почему вы прекратили выступать за Фатиму? Клуб не выполнил свои обязательства по заработной плате?
– Да, они перестали платить. Каждую неделю приходили директор с президентом и говорили, что скоро все будет, нужно чуть-чуть подождать. Эти «чуть-чуть» длились 5 месяцев.
– За что же жили эти месяцы?
– Что-то осталось с прошлой зарплаты, что-то скидывали родители. Я понимал, что скорее всего мне зарплату не отдадут, и не надеялся на нее. Я просто старался экономить, чтобы не тревожить финансовое положение своих родных.
– Задолженность у клуба перед вами так и осталась, или же клуб ее погасил?
– Ни копейки они не выплатили, хотя обещали, кормили завтраками. В итоге я обращался в футбольные органы, был суд. Из-за этого они сейчас не могут играть в третьей лиге, а оказались теперь в аматорской лиге.
Местные футболисты по этому поводу не парились, так как они говорили, что это не первая команда в третьей лиге, которая не платит, а ситуации бывают еще и хуже.
«За молодежную сборную тренировался с болью, а игры играл под уколами»
– После Фатимы вы поднялись сразу в команду из Примейра Лиги – Боавишта. Как у вас появился такой вариант?
– Я хорошо проявил себя за первую команду Фатимы. В первом сезоне я отыграл 12 игр и забил семь голов, а во втором отыграл 17 матчей, в которых забил 10-12 мячей.
После этого у меня появилось много вариантов для продолжения карьеры, но получилось попасть в первую команду Боавишты.
– Почему у вас так и не получилось сыграть за первую команду?
– Это длинная история. Я подписал с ними контракт, первые два-три месяца тренировался и набирал форму. После чего я получил вызов в сборную U-21. Но за неделю до вылета в сборную я получил травму голеностопа на тренировке.
Стоял вопрос, поеду ли я в сборную вообще, но я решился ехать с травмой, так как такой шанс дается раз в жизни. Тренировался с болью, а матчи играл под уколом. Естественно, я не сумел показать себя на все 100% из-за боли.
– Что же случилось дальше?
– Я полетел обратно в Португалию, но не долетел. Меня остановили в Мадриде и как оказалось – у меня была просрочена виза. Я не мог находиться в Европе и меня депортировали в Украину, где я пробыл три месяца.
После всего этого закончился сезон, и я приехал под начало нового. Как вы можете понять, мне нужно было заново набирать прежнюю форму. Я провел подготовку с командой, после чего меня отдали в аренду в Каса Пию.
– И после этого вы отправили в Болгарию?
– Я сделал паузу на год, собрался, отдохнул, набрался сил. И появился шанс проявить себя в Болгарии. Я, недолго думая, согласился на этот вызов и прилетел сюда, в Варну.
«В Черно Море идеальный коллектив, который мотивирует меня забивать больше»
– После такого удачного сезона ждете предложения от Петракова в сборную Украины?
– Конечно, хотелось бы этого. Тем более в такой момент, когда в Украине идет война, очень бы хотелось порадовать их забитыми голами.
– Следующий сезон проведете в Болгарии или же есть предложения от других клубов?
– Скажу так: возможны оба варианта. Что-то конкретное я не могу сказать по этому поводу. Но в данный момент я сконцентрировал на начале сезона в Болгарии.
– Где бы вы хотели продолжить свою карьеру? Возможно, в УПЛ?
– Я хочу продолжать развиваться. Поэтому дальше хотелось бы перейти в чемпионат посильнее, но конкретной страны, куда бы я хотел перейти, нет. Главное – чтобы мог развиваться дальше.
Насчет УПЛ, конечно, хотел бы сыграть в родном чемпионате, но пока не выпало такого шанса.
– Три года назад в интервью вы говорили, что для вас самое главное – закрепить в контракте определенное количество игрового времени. Сейчас что-то изменилось?
– Время идет, люди меняются. Должна быть здоровая конкуренция, только так вы сможете прогрессировать. Поэтому сейчас такого пункта нет.
Читайте также «Решение руководства, я на это никак не влиял»: Шацких рассказал о своем назначении главным тренером Пахтакора