Эксперт Метревели неправ: кейс Черноморца — это не доказательство негатива расширения УПЛ
Частные проблемы одного клуба неправильно переносить на стратегические решения, принимаемые на десятилетия.
«Зачем нам такие 16 команд?», – вопрошает в эфире «Великого футбола» телевизионный эксперт Михаил Метревели после перечисления проблем одесского «Черноморца». А проблемы там действительно есть – и с нолем очков команда разделяет последние места в УПЛ. Однако мы задумались – логично ли переносить управленческий и кадровый кризис одного участника на решение, которое касается всего чемпионата и всего отечественного футбола в целом? С какой стороны мы не смотрели, не можем согласиться с этим утверждением.
1. Даже этот Черноморец сам по себе не так уж и плох.
Если оставить за скобками недружественные отношения между ультрас одесского клуба и Динамо, откуда «одолжено» большинство игроков нынешнего Черноморца, на выходе мы увидим, что в составе команды чемпион мира среди молодежи Кучерук, очень перспективные по своему возрасту Ванат, Надольский, Михайленко, Исаенко, Билошевский. Остались от предыдущего состава сами сливки – Авагимян, Брагару, Бугай, Мартыненко, Путря и Вачиберадзе. А ведь это еще травмирован Цитаишвили!..
Понятно, сейчас от подбора малоопытных игроков трудно ожидать и тем более требовать результата. Но уже через несколько месяцев они будут совсем другими, а под конец осени наберут хороший ход.
При условии, если клуб не будет дергаться и останется верным своему курсу. Потому что самое губительное, что можно придумать, это трусливо отказаться от собственного эксперимента. А что у команды есть перспективы – показал матч в Харькове. Металлист 1925 закамбечил только по двум причинам – собственно, благодаря большему общекомандному опыту (из молодых там полтора человека, строго в основном составе – только Дмитренко с Крыськивым) и благодаря слаженной поддержке болельщиков.
Эту же команду возненавидели по нефутбольным причинам, сугубо из-за усталости от руководства и ненависти к Динамо. Будет очень смешно, если через 2-3 года кто-то из этих юнцов вырастет в приличного футболиста, сборника и будет вспоминать, как в самые важные времена его становления переживал шейминг и хейт болельщиков – ни за что, ни про что.
2. Этот Черноморец – не показателен.
Серебряные медали Первой лиги выигрывала совсем другая команда, не факт, что она стартовала бы намного лучше, но факт, что она была сыграннее и опытнее. Почему создавший ее Ковалец покинул Черноморец в феврале, почему сменивший его Антонов даже после пьедестала отодвинулся в тень, почему убрали большинство лидеров – это вопрос к самому клубу. Мы же вполне резонно отметим, что судить о пользе или вреде расширения лиги по кризису одного клуба – это совершенно противится формальной логике.
3. Один Черноморец – тоже не показателен.
Металлист 1925, который проигрывал одесситам в Первой лиге, уже набрал шесть очков. Победитель дивизиона Верес – да, менее успешен, однако, если оставить за скобками матч с Динамо, вполне конкурентоспособен на фоне лиги. Даже участники еврокубков уже успели потерять очки с ровенчанами, и это только подтверждает отсутствие ужасного, непреодолимого разрыва между лигами. Опять же, мы сейчас можем только догадываться, каким бы был прежний Черноморец в УПЛ, но понятно, что судить о Первой лиге по Черноморце нынешнем никак не получится.
4. Всё усиление УПЛ – не такое, как нынешний Черноморец.
Напротив, из низов в последние пять-восемь лет вышли клубы, которые побогаче, позвезднее и поуспешнее чем те, кто из УПЛ вылетал. Доказательство этому – стремительные успехи новичков высшего дивизиона. Александрия, Колос, Десна дебютировали в еврокубках после Первой лиги. СК Днепр-1 сейчас явный кандидат на медали. Рух и Ингулец сохранили прописку в УПЛ по спортивному принципу. Какие тут могут быть вопросы?
Если уж быть честными, именно новички УПЛ последних лет сохранили ее массовость, целостность и кадровое наполнение в той ситуации, когда рухнули старые бренды, ушли легионеры, а все местные, кто движется, рванули в «италии», «англии», «бельгии», а на худой конец – в «кормильцы». Кабы не низшие лиги, играли бы сейчас 4-5 команд в пять кругов с тремя плей-оффами. Об этом тоже надо помнить, говоря о пользе или вреде расширения.
5. Расширение – это огромная польза для тренеров сборных всех возрастов.
Об этом, конечно, надо спрашивать не у экспертов, а у специалистов, тем не менее, проговорим и этот пункт. В богатые времена УПЛ, по которым сейчас льют крокодильи слезы те, кто там пасся, лимит на украинцев был введен не случайно. Даже Блохин в национальной сборной ощущал страшные проблемы с игровой практикой сборников. А уж сборные помоложе и вовсе не знали, что им делать – большинство вакансий было занято чужестранцами. Условным Коноплянкой или Ярмоленко в 20-21 год в основе гранда мы дивились, словно чудом небесным.
Сейчас ни у какой из сборных нет проблем с игровой практикой.
Мы забыли, что это – искусственно тащить молодых украинцев в состав. Все они конкурируют и играют.
И чем больше разных команд – тем больше шанс, что заиграет кто-то такой, у кого раньше не было такой возможности. И тем больше выбор сборников, у которых лишь из-за лени может быть базовая команда. Молодые теперь везде, и каждая команда – их шанс заиграть. Яркий пример, касательно того же Черноморца: вы видели, какие мяч забивал Бугай и какие передачи выдавал Михайленко? А ведь при 12 командах в УПЛ эти двое сидели бы переростками в U-21 или теряли бы мотивацию в далекой аренде. Сейчас они в деле. И в каждой команде есть те ребята, которые получили свой шанс и им воспользовались.
Это прописная истина, но противники нормального числа команд в высшем дивизионе не видят ее в упор. Ну, что же. Их право.
6. Расширение только тогда неуместно, если нет желающих подниматься.
На два прямых места в УПЛ в Первой лиге сейчас три железных и еще три потенциальных претендента. Вы ходите сказать, что Металлист или Кривбасс не усилят высший дивизион? Да они сейчас богаче, мощнее и сильнее половины участников УПЛ! Если наберет ход Полесье, такой бандехой оно тоже не затеряется в УПЛ. Агробизнес уже выбивал из Кубка Украины Шахтер – какие еще нужны аргументы? За последние пять лет полуфиналы Кубка Украины еще ни разу не обходились без представителей низших лиг, впервые в истории представитель Первой лиги побывал в кубковом финале, впервые со средины 90-х до половины участников матчей УПЛ каждого тура это ребята с опытом игр в низших лигах. Большинство новичков УПЛ не просто не вылетают назад в сквозную, но и прогрессируют в дальнейшем. Пожалуй, эти факты полностью доказывают – нет никакой мифической разницы между УПЛ и первым дивизионом. Есть только пропасть между грандами и всем остальным украинским футболом, да и она, к сожалению, стремительно уменьшается – и не в сторону усиления Динамо и Шахтера… Но это уже совсем другой разговор.
7. Только число участников от 16 и больше гарантирует нормальный классический календарь.
Можно апеллировать к примерам Бенилюкса, Скандинавии, MLS – забивая при этом число жителей в условной Бельгии или Дании или же совсем другую, без вылета и с конференциями, систему турниров в США. Можно выдумывать разные плей-офф и прочие ухищрения. Но из г**на не сделаешь конфетку.
А вот чемпионат можно нивелировать, отобрав у футболистов привычный темп состязаний. Он и так уже наполовину сорван глупейшей идеей про недели сборных, из-за которой команды, едва набрав форму осенью, прерываются на международные матчи. Кубок есть кубок, но лига – есть лига. И ничего лучше турнира в два клуба каждый с каждым быть не может. Мы уже пережили «молдавский вариант» с тремя кругами, попытки разделять на два этапа с шестерками и прочую хрень. Ну как, сердце сильнее билось от четырех матчей ПФК Львов – ФК Мариуполь на сезон? А?.. И при этом даже Динамо – Шахтер потеряло свою сакральность и избранность. Вот к чему приводят идиотские эксперименты с форматом. Не так лечат отечественный футбол, дорогие други!
А лечат его, конечно же, ответственной и серьезной работой над массовостью и инфраструктурой. Это не звучит красиво и пышно, с таким девизом не выигрывают выборы, но только такие системные меры и дают результат. Не сразу, но через 5-10 лет. У нас же кастрируют календарь и формат, но не строят стадионы, манежи, не открывают новые ДЮСШ в глубокой провинции.
Только у нас рассказывают про конкуренцию и соревновательность, а при этом 90% перспективных игроков страны с 14 лет собираются в двух клубах и у полторы агентов.
Это у нас поют песни про массовость – и при этом не борются за то, чтобы все города больше 100 тысяч жителей имели свои профессиональные клубы, свои академии, своих постоянных детских тренеров с гарантированной оплатой труда от местной власти и федераций. Кому надо заниматься капитальным строительством, если можно разгонять популизм и примерять на украинские реалии голландские или американские системы? Нет бы прировнять их социальную защиту, пенсии и размер зарплат…
Поэтому да – этот Черноморец свидетельствует ни о чем другом, чем о положении одного отдельно взятого клуба. Где нет обратной связи с собственными болельщиками, раз уж нет обратной связи с собственными болельщиками – нет качественной пиар-службы для разъяснения, раз уж нет качественной пиар-службы для разъяснения – то нет и серьезности в решениях. И потому один коллектив выигрывает медали и повышение в классе, а играет совершенно другой, и молодые мальчишки, которые ни в чем не виноваты ни перед Одессой, ни перед одесситами, в самый важный момент своей карьеры не получают ни грамма поддержки, их делают виноватыми просто по факту, но виновато конечно же расширение УПЛ – не перепутайте.
… Когда-то, в 2000 году, зачем-то уже урезали «вышку» - и получили, конечно, ничто. Зато через пару лет, когда впустили сразу несколько команд, каким свежим ветром пронеслись тогда Оболонь и Черноморец! И сколько самобытных ребят в итоге заявило о себе за буквально один сезон. Смотрите на футбол с оптимизмом и вы поймете, что, к счастью, не в силах бюрократов его уничтожить. Он будет расти, как трава сквозь асфальт. К счастью, потуги кабинетных засидевшихся не остановят естественный процесс. И будут у нас новые звезды, и мы сами будем удивляться, откуда они взялись, и будут присваивать себе заслуги те, кто к этому никак не причастен. Но если заниматься популизмом вместо глубоких задач и системной работы, мы потеряем очень многих, кто мог бы стать новыми Шевченко, Зинченко, Малиновскими. Об этом нужно переживать, други…