Как бразилец Карека сделал мне подарок на день рождения в полночь
Валерий Пригорницкий рассказывает о самом необычном подарке на свой день рождения, который ему сделал бразилец Карека.
Знаете, какой самый бессмысленный вопрос футболистам? О самом памятном подарке в детстве. Там вариантов ответа два – мяч или бутсы. Если кто-то соригинальничает и ответит «футбольная форма» - тогда три.
Ну кому не дарили мяч в детстве? Вот и я ни свет ни заря, схватив мяч под мышку бежал во двор к ребятам, где мы устраивали собственные чемпионаты мира.
Наш дом, разбитый на три секции, служил местом жительства для семей-переселенцев из Чернобыля и Припяти.
Одна секция была отдана на откуп рожденным в Чернобыле, другая – Припяти, а третья - броварчанам. По такому принципу мы и делились на команды. В качестве импровизированных ворот служили деревья либо же портфели с рюкзаками. Далеко не всегда число желающих делилось поровну, и тогда в силу вступал «вратарь-мотало», пожалуй, лучшее амплуа нашего детства. Зачастую «вратарями-мотало» становились лучшие, самые энергичные игроки, которые успевали нанизать не только всех вражеских игроков, но и оббежать лавочки, колонку и горку в придачу. Ну еще и зарядить женщине по яйцам, в смысле по пакету с яйцами, несвоевременно оказавшейся на тропе футбола.
А сколько окон был разбито – ой-ой-ой. Вот истинная причина, почему цены на квартиры первых этажей всегда ниже. Страдали окна и третьего этажа, но реже. Или я уже что-то приукрашиваю. Но одна фишка точно была: мы пытались запулить мяч на крышу девятиэтажки. Амбиции, а что вы хотели. Детский апломб - это даже не юношеский максимализм.
Ну, и как без фантиков. Одно из главных очарований детства. Когда футбол заканчивался, начинались фанто-баттлы.
К ЧМ-1994 уже были вкладыши от иностранных жевательных резинок, но чуть раньше были только обёртки и вот одним из первых у меня появился фантик кучерявого Кареки! И почему-то я его невзлюбил. Если память не изменяет, то из-за самого имени Кареки. Звучало он как-то не очень или я просто «р» не выговаривал. Вот попался бы Марадона, от которого все сходили с ума во дворе - другое дело. Марадона он же как Мадонна. Звучит! Да и Марадона уделал Кареку на ЧМ-1990, что для многих было в то время решающим моментом в спорах.
Много лет спустя узнал, что Карека в переводе с португальского «лысый». Вот полтавский Карека соответствовал своему прозвищу, а настоящий Карека – ну какой же он лысый? Шевелюра почти как у Сократеса (а точнее Сокрачиса с ударением на «о». Я привык только так, ибо по-другому не слышал). Короче, хоть и был я еще мал, но понимал, что что-то с этим Карекой не так.
Самого Кареку можно отнести к списку главных неудачников ЧМ-1990, хотя все для него начиналось в Италии ослепительно.
В стартовом матче со шведами, где незадолго до ЧМ появилась первая профессиональная команда Мальмё, Карека дважды танцевал ламбаду, уделав Томаса Равелли. Бролин один мяч отыграл, но этого было мало.
Первый тревожный звоночек для Кареки прозвучал в матче с Коста-Рикой. Он должен был оформлять дубль и в этом матче, но в одном случае зажевал выход один в один с Конехо, а во втором на помощь костариканцев пришла перекладина. Невезение можно было бы списать на то, что матч играли во вражеском логове Кареки - в Турине на «Делле Альпи», если бы не тот факт, что со шведами играли здесь же, что не помешало Кареке оформить дубль.
Бразильцы ребята верующие, и Карека не случайно забивал шведам на «Делле Альпи». От судьбы не уйдешь. Бразильцы заняли первое место в группе и поединок 1/8 финала с аргентинцами проводили снова на арене «Ювентуса». Как и заключительный матч с шотландцами, в котором Карека должен был стать главным героем встречи, но не протолкнул мяч в ворота голкипера «Манчестер Юнайтеда» Джима Лейтона, правда, на помощь прибежал партнер по атаке Мюллер.
Во встрече с Аргентиной Карека окончательно растерял удачу. Две упущенные возможности забить, при том что его соратник по Наполи и ровесник Диего Марадона (оба родились в октябре 1960 года), проведший матч в тени, раз включился в игру и организовал гол Канидже. Клаудио Таффарел считает, что Бразилия могла выиграть этот мундиаль, а Карека, не будь таким расточительным, обошел бы итальянца Сальваторе Скиллачи по забитым мячам.
Лучшим бомбардиром мундиаля Карека мог стать и в 1986 году - в Мексике он вообще отстал только на один мяч от англичанина Гари Линекера.
За исключением стартового поединка с испанцами Карека забивал во всех матчах, включая четвертьфинал с французами. Однако в этом случае Кареку подвели Зико и Сократес – первый не реализовал «точку» в основное время, а второй бесхитростно начал серию пенальти, а подытожил всё это дело Жулио Сезар. Бразилия снова превосходила соперника. Сокрушался даже Пеле: «Бразильские футболисты все 120 минут матча играли лучше. Но футбол – это дьявольский танец. Тому подтверждение – встреча с французами. Бразилия играла лучше, но осталась за бортом».
Карьера в сборной для Кареки вышла смазанной. Он пропустил из-за травмы ЧМ-1982, отказался от выступлений за сборную перед ЧМ-1994, Наполи не отпустило его на победный Кубок Америки-1989, а в финале Кубка Америки-1983 бразильцы уступили уругвайцам.
… И вот этот самый Карека стал одним из самых труднодоступных бразильцев, с кем довелось общаться. Где-то месяц я его добивался.
И отчаявшись, написал ему, что сегодня 24 апреля, мой день рождения и лучший подарок - полчаса его внимания. И вуаля - звонок. Ровно в 12 ночи.
С Рио-де-Жанейро у нас 6 часов разницы. Как хотелось бы поверить, что этот факт учел Карека. Но в любом случае, это был самый запоминающийся подарок в моей жизни.