Почему Инфантино так любит Путина и других диктаторов, а ФИФА принимает катастрофические для имиджа решения
ФИФА страдает «инфантилизмом» ‒ главные турниры проходят в сомнительных авторитарных странах, под видом «футбол вне политики» амнистируются самые омерзительные режимы, а попытки выступить со словом мира пресекаются в угоду коммерческим проектам. Кажется, у Блаттера достойные наследники.
Джанни Инфантино после завершения чемпионата мира сиял и улыбался – по традиции, очередной Мундиаль он объявил лучшим в истории, а ФИФА принялась подсчитывать прибыль. Конечно, собственную – ведь проведение глобальных турниров по футболу неизменно выводит организацию в плюс, чего не скажешь, пожалуй, о странах-организаторах, которые тратят миллиарды на создание инфраструктуры, а затем не знают, что делать с огромными стадионами, на которых в их внутренних турнирах никогда не соберется аншлаг.
Впрочем, сомнительным странам, которые за счет футбола пытаются улучшить свой имидж, эти затраты кажутся оправданными. Инфантино, столь рьяно пожимавший четыре года назад руку Путину, конечно же, и ЧМ-2018 на тот момент окрестил лучшим в истории. Кто знает, насколько большую ответственность за раздувание эго агрессора сыграл тот Мундиаль.
Но точно можно сказать – снимки Пу со звездами футбола и руководителями ФИФА выглядят как страшный зашквар, ужасающий цинизм и позор для вида спорта, у которого за плечами чемпионат мира в фашистской Италии Муссолини, а мало кто знает, что претендентом на проведение Мундиаля-1942 был Третий Рейх бесноватого фюрера Гитлера.
Словом, соревнования с богатыми традициями заслуженно держат свою марку и в ХХI столетии. Но неужели в ФИФА сами не понимают, насколько катастрофические для имиджа решения принимаются ими «во благо футбола»? Боимся, что прекрасно понимают. И от этого очень мерзко на душе, настолько мерзко, что прекрасно понимаешь ультрас, у которых заряд FIFA Mafia давно главенствует на баннерах по стадионам всего мира.
Так какого же черта, ФИФА? Что ты творишь, Инфантино?
Причина первая – деньги
Чемпионат мира по футболу – невероятно дорогое, но и довольно прибыльное предприятие. Со времен первых мундиалей, на которые иной раз участники добирались пароходом, турнир превратился в фестиваль тщеславия и, начиная с 90-х, почти каждый раз обновлял собственный рекорд по затратам и прибылям.
Так, чемпионат мира 1994 года в США первым достиг показателя в полмиллиарда долларов по стоимости проведения – и никому не было дела, что Европа вынуждена была смотреть матчи в совершенно «нефутбольное время», а сами игроки за океаном выходили на поле в самую жару, чтобы хоть как-то попадать в рамки телевизионных трансляций на других континентах.
Следующий ЧМ во Франции «пробил» чувствительную точку в 2,3 миллиарда долларов, Бразилия по затратам перешагнула через десять миллиардов (даже 15, если быть точными), а уж Катар превзошел всех, выбросив (простите, инвестировав) 220 миллиардов в проведение турнира сроком в неполный месяц. О суммах прибыли пока не говорят, но кажется, и говорить не будут – для небольшой страны с мусульманской абсолютной монархией это имиджевые затраты, не больше и не меньше.
Если во времена Жоао Авеланжа говорили о деньгах, то сейчас – об имидже. Это Германия с ее развитой жизненной и футбольной инфраструктурой позволила себе потратить на чемпионат мира 2006 года от 4,3 до 6 миллиардов долларов, при этом получив прибыль около 14,1 миллиарда. Остальные, прямо скажем, богатые, но далекие от демократии страны проведения устраивали огромный парад имени себя. И ФИФА платежеспособные «клиенты» вполне устраивали.
Причина вторая – кто готов платить эти деньги
В былые времена чемпионат мира проводили те, кто хотел – очереди не наблюдалось, деньги считали, иной раз даже приходилось менять место проведения из-за бедности претендентов, которые переживали стихийные бедствия, экономические кризисы или смены режима.
Сейчас денег много, и есть те, у кого их очень много. ФИФА своевременно подняла флаг «расширение географии футбола», справедливо смекнув, что надо устроить гастроли и собрать деньги (а также часы и кошельки) тех, кого называют «нуворишами». Если вполне респектабельный чемпионат мира в США в 1994 году вызвал шквал критики разве что «нефутбольным» временем проведения, то более поздние турниры срывали хейт и по другим причинам.
Так, прокуроры обвиняли чиновников ФИФА во взяточничестве при голосовании за хозяев почти всех чемпионатов мира последних двух десятилетий. Некоторые даже были осуждены и присели. Но на проведении турниров это уже не сказалось. «Праздник футбола» превратился в праздник денег.
По удивительному совпадению, самые большие деньги готовы платить те, кому есть за что оправдываться. Чемпионат мира 2018 года проходил в России уже тогда, когда шла затяжная гибридная война с Украиной, преследовались оппозиционеры, развивался маховик Дела Навального (в итоге его, его родственников и сотрудников пересажали), принимались драконовские антидемократичные законы.
Занимало ли это ФИФА? Да ни в коем случае! Инфантино разводил руки: «Футбол вне политики!»
А после отдал чемпионат мира Катару, который по индексу демократии находится в категории «авторитаризм» недалеко от России, по соседству с Кыргызстаном – на 114 месте в мире. Когда сборная Дании захотела почтить память погибших на стройках ЧМ-2022 рабочих, когда сборная Германии собиралась поддержать меньшинства радужной капитанской повязкой, когда Владимир Зеленский хотел обратиться к планете с посланием мира – ФИФА моментально забыла о пацифистских девизах.
Ну, как же! Минута в прайм-тайм стоит столько, что какая там Украина! Впрочем, сработал «эффект Стрейзанд» ‒ обращение президента Украины разлетелось по всем соцсетям и информационным агентствам мира. С этим футбольные чинуши уже ничего не могли поделать.
Причина третья – Инфантино тоже политик
Президент ФИФА – это тоже выборная должность, и голосуют за него представители 211 ассоциациированных членов. Вот почему Джанни Инфантино, как и его предшественники, обязательно будет лавировать между прибылью и политикой. В УЕФА – действительно самой успешной футбольной организации – 55 голосов. В КАФ – Африка – 56, в АФК – Азия – почти 50. Словом, Европа – при всей логичности и удачливости своих турниров – в меньшинстве.
Выбирая между возможностью провести турнир в благополучной и любящей футбол стране типа Франции, Германии, Великобритании – и между авторитарным режимом далеко от цивилизации, для которого футбол менее популярен, чем гонки верблюдов или танковый биатлон, ФИФА обязательно выберет «вариант, более способствующий расширению географии и популяризации футбола». Ну, не настолько же мы наивны, чтобы полагать, что лучше провести турнир у рачительных и экономных немцев, нежели у шейхов и эмиров, способных выбросить на проведение не 4-6, а 220 миллиардов! Ха-ха-ха…
И что еще важно. В принятии главных решений, собственно, футбол – на сто пятнадцатом месте. Выбирая место проведения, будут учитывать затраты и прибыли, рекламу, пассионарность правящего режима – но не посчитаются с жарким климатом, разницей во времени или, к примеру, нищетой местного населения.
Выбирая формат проведения, с удовольствием раздуют число участников и будут экспериментировать с количеством групп, календарем, однако постараются всё сделать так, чтобы каждая секунда турнира прошла в прямой трансляции с сотней рекламных интеграций и, желательно, на платной платформе. Ведь футбол – превыше всего, особенно если в нем рекордно много нулей.
Поэтому, слушая слащавые речи Инфантино, не стоит удивляться, что он улыбается на фото с диктаторами, по которых плачет уже не Гаага, а Нюрнберг. Через несколько лет, когда мировые обвинители будут несколько дней зачитывать в обвинительной речи список военных преступлений, президент ФИФА будет лить крокодильи слезы и говорить: «Ай-яй-яй, такой респектабельный мужчина, как он таким негодником оказался!..»
И никто не осудит его, что, быть может, в год начала третьей мировой войны он ручкался с новыми гитлерами, геббельсами и гейдрихами. Эти ручки он омоет в красивых акциях, помашет ими на церемонии закрытия турнира и сфоткается с фурой гуманитарной помощи. Свою роль он знает отлично. «Во благо футбола». Только не спрашивайте Джанни, почему нет санкций к отморозкам с флагами ДНР на трибунах, отчего в исполком ФИФА входил Мутко, а Инфантино принял из рук Путина орден Дружбы. Потому что.
Читайте также Три оптимальных клуба для Мудрика в Серии А: в Милан по пути Шевченко, третьим украинцем в Аталанту или вторая попытка Юве