«Сережа, пробить я тоже могу. Забить надо»: именно ему Лобановский адресовал легендарные слова

Артур Валерко
11576
0
Сергей Коновалов, коллаж: FanDay.net

Сегодня день рождения обладателя Кубка азиатских чемпионов, ветерана Днепра, Динамо и сборной Украины Сергея Коновалова. Мощнейший цитатник от одного из главных острословов отечественного футбола 90-х.

Свой день рождения отмечает Сергей Коновалов – одноклубник Шевченко, Реброва, Шовковского по Динамо Лобановского 90-х, а еще – бронзовый призер чемпионата мира среди юношей, обладатель Кубка азиатских чемпионов и предпоследний тренер в истории ФК Севастополь. Только он мог сказать Лобановскому: «Васильич, тигру не доложили мяса!» Только ему в звездной компании могли доверить микрофон – и как тамаде, и как певцу с недюжинным голосом. 

FanDay.net поздравляет с днем рождения Сергея Коновалова, вспоминая, как он блистал на полях Украины, Израиля, Кореи, Китая, Азербайджана. 

«Отказал ЦСКА и сборной России, потому что Родину и мать не выбирают»

Полтавчанин Коновалов уже в юном возрасте понял, что не хочет заниматься ничем, кроме футбола. Футбол ответил взаимностью – еще школьником Сережа попал в Днепропетровский спортинтернат, откуда его начал привлекать в главную команду города сам Евгений Кучеревский. 26 июля 1990 года в московском матче против Спартака (0:2) юный Коновалов успел дебютировать в Высшей лиге чемпионата Советского Союза. 

Сергей Коновалов в Днепре

Параллельно Коновалов успешно играл за юношескую сборную СССР. В 1991 году на чемпионате мира среди юниоров советская сборная с Мамчуром, Мандреко, Щербаковым, Шараном, Михайленко стала бронзовым призером. Рядом был и лучший друг Коновалова – земляк Похлебаев, который впоследствии попадет с Серегой и в сборную Украины, и в Динамо (Киев). Чтобы понимать, что за турнир был ЧМ ’91, назовем вам несколько имен, которые он открыл ‒ Роберто Карлос и Джоване Элбер в Бразилии, Марк Боснич в Австралии, Луиш Фигу, Руи Кошта, Абель Шавьер – у Португалии, которая и выиграла этот турнир. 

Советский Союз разваливался как геополитическое образование, многие из СССР поехали за границу. В том числе Кучеревский, отправившийся в Тунис ‒ он возглавил команду Этуаль дю Сахель. Днепр с подачи будущего Президента Украины Леонида Кучмы, тогдашнего главы Южмаша – спонсора футбольной команды, назначил главным тренером начинающего специалиста Николая Павлова. 

Сергей Коновалов в матче с Айнтрахтом в Кубке УЕФА 1993/1994

Именно «детсадике Павлова» Коновалов показывал лучший футбол в карьере – 123 матча за Днепр, 39 голов. Вскоре Сергей получил вызов в сборную Украины (сразу же забил в дебютном матче – в «товарняке» 1993 года с Израилем), а накануне чемпионата мира 1994 года талантливого нападающего ждал новый поворот судьбы. ЦСКА (Москва) возглавил хорошо знакомый ему по юношеской сборной Украины Геннадий Костылев. Он звал к себе Коновалова и Похлебаева, прельщал столичной квартирой, российским гражданством и перспективой сыграть за сборную, которая готовилась к чемпионату мира в США. «Соблазн был велик, но, посоветовавшись с Николаем Павловым, я решил остаться. И не жалею. Правильно говорят: Родину и мать не выбирают», ‒ рассказывал впоследствии Коновалов. 

«В Корее футболистов не просто бьют, случается – избивают»

Отговорив своих молодых подопечных от заграничных вариантов, Павлов сохранил их для украинского футбола. Впоследствии, когда обанкротились былые спонсоры, а финансовая ситуация уже не позволяла сохранять звезд в Днепре, Николай Петрович перешел на работу в Динамо, где, друг за другом, оказались сначала Михайленко, затем ‒ Беженар, Максимов, Похлебаев и Коновалов, а могли перейти, кстати, еще и Скрипник с Полуниным.

Сергей Коновалов в Динамо

В Динамо Коновалов начинал здорово - забил уже на четвертой минуте своего дебютного матча (победа 2:0 над запорожским Торпедо 25 февраля 1995 года в 1/8 Кубка Украины), однако череда мелких травм и сумасшедшая конкуренция сделали свое дело. Как нападающий, Сергей не смог выдержать испытание Скаченко, Леоненко, Шевченко, Ребровым и еще полдесятка топовых форвардов своего времени. Пробовал играть из глубины, но и там ведь тоже у Динамо был полный комплект. 

Когда киевляне были дисквалифицированы из еврокубков после скандального матча против Панатинаикоса, многих опытных игроков хотели перехватить. Коновалова вместе с другими нападающими – Скаченко и Гусиным (да-да, будущим великим опорником) Динамо отправило в Корею. Клуб ПОСКО Атомс, вскоре сменивший спонсора и начавший называться Похан Стилерз, заплатил довольно большие по тем временам деньги за аренду Сергея. Началась новая эра в его жизни и карьере. 

В 1996-98 годах Коновалов провел за свой корейский клуб 52 матча, отличившись 14 голами. Его прозвали «Конóл» и полюбили ‒ хотя в домашнем чемпионате Похан в те годы не побеждал, он выиграл с Сергеем в составе два Кубка азиатских чемпионов подряд. В 1997 году обыграли в финале корейскую Ильву Чунму, в 1998-м – китайский Далян Ванда. Одноклубниками Коновалова были корейские сборники Хон Мюн-Бо и Хван Сун-Хон, а сам он входил в тройку лучших бомбардиров здешнего чемпионата. 

Сергей Коновалов в Пхохане

Корейские воспоминания Коновалова очень специфичны: приходилось отведать собачатину, отбиваться от назойливых азиатских фанов и увидать местные тренерские традиции. В те годы корейские тренеры без угрызений совести лупили футболистов, и не только местных…

«Лобановский протянул руку: «Я – Валерий Васильевич». Я ответил: «Знаю»

Параллельно в Киеве были большие дела: вернулся Лобановский, Динамо прогремело в Лиге чемпионов 1997/98, сложив оружие лишь в четвертьфинале ‒ перед Юве с Дель Пьеро, Зиданом, Индзаги, Дешамом и Давидсом. Лобановский захотел вернуть 26-летнего универсала атаки. При первой встрече он подал руку своему новичку: «Я – Валерий Васильевич». Коновалов, обескураженный встречей с великим тренером, впопыхах ответил: «Я знаю».

В Динамо и сборной конца 90-х Коновалов был «секретным оружием» ‒ Лобановский и Сабо часто выпускали его на решающие матчи, и Сергей старался не подводить. Исключение одно: когда в Праге Динамо играло тяжелейший матч со Спартой за выход в групповой этап Лиги чемпионов, перед серией пенальти Коновалов вызвался: «Васильич, я могу пробить». Лобановский ответил: «Пробить, Сережа, и я могу. Забить надо». Совпадение или нет, кроме Шевченко, переиграть чешского вратаря не сумел еще как раз Коновалов… Спас нападающих Шовковский, сильно отыгравший «лотерею», и Дмитрулин, засадивший решающий пеналь.

Не удалось загрузить видео.

В сезоне 1998/99 Динамо добралось до полуфинала Лиги чемпионов, проиграв великой Баварии Хитцфельда. 

«Тигру не доложили мяса»

В Динамо Коновалов был уже среди самых опытных. Когда недовольная распределением премиальных команда отрядила делегацию к Лобановскому, в компании с Головко, Хацкевичем, Белькевичем и Шовковским был и Сергей. Удивленный вечерним визитом игроков, Валерий Васильевич начал подсчитывать по матчам, что кто получил – и почему. Отходили ребята – один, другой, третий. Оставался Конол. Лобановский показал ему: «Смотри, Сережа. Вот ты вышел на замену. Мы проиграли. Вот ты играл в старте. Мы не забили. Так что, это не я тебе должен доплатить, а ты пришел вернуть мне лишнее?» 

Но обижаться на душу компании Коновалова было нельзя – он отлично пел, мог выдать шикарнейший тост, постоянно держал одноклубников в тонусе своими шутками и розыгрышами. Доигрывал Сергей в ставшим родным Днепре, затем – в израильском Бейтаре с Михайленко, в киевском Арсенале, бориспольском Борисфене, китайском Циндао Бейлэйт. Напоследок попал в Интер – как сам шутил, не миланский, а бакинский. Но и после Азербайджана футбол не отпускал Конола ‒ он еще умудрился выиграть Кубок Украины среди аматоров в составе команды Ирпень (Гореничи) из Киевской области, где тогда поигрывали многие ветераны, включая Реброва, Белькевича и Дмитрулина.

Сергей Коновалов в Севастополе, фото: ФК Севастополь

С 2011 года Коновалов – на тренерской работе. Сергей Борисович входил в штаб ФК Севастополь, а уже после выхода в украинскую Премьер-лигу возглавлял команду в качестве и.о. главного тренера. Входил в штабы таких клубов, как Нефтяник-Укрнафта (Ахтырка), ФК Тернополь, ФК Полтава, Полесье (Житомир). После этого передает свой опыт аматорскому коллективу Партизан (Кодра) из бывшего Макаровского района Киевской области.

Фото – из личного архива Сергея Коновалова