«Ван дер Сар звал в гости. Обещал достать билеты на футбол»: бывший игрок Аякса Демченко – о жизни на родине Сталина и об игре в Нидерландах

fanday
18460
0
Андрей Демченко. Фото: Дила

Эксклюзивное интервью FanDay с бывшим игроком Аякса, а ныне тренером грузинской Дилы – Андреем Демченко.

В первом квалификационном раунде Лиги Конференций грузинская Дила встретится с финским КуПСом, который год назад в том же турнире сенсационно выбил из борьбы полтавскую Ворсклу. 

Тренирует грузинскую команду 45-летний украинец Андрей Демченко, который в бытность игроком выиграл пять трофеев с амстердамским Аяксом, играл за запорожский Металлург, Ильичевец и Оболонь, а на тренерском поприще успел поработать с Вересом, Львовом и Металлистом 1925.

В эксклюзивном интервью FanDay Демченко рассказал о том, как оказался в Грузии, каково было жить в родном городе Сталина и почему грузинский народ активно поддерживает Украину. Также наш специалист объяснил, что помешало ему заиграть в Аяксе, и почему он перестал общаться со звездами сборной России.

«В Грузию позвал Модебадзе, с которым мы играли за запорожский Металлург»

- Андрей Анатольевич, как вы попали в Грузию?

- После Металлиста 1925 я работал в Черновцах. Когда мой контракт с Буковиной закончился, мне позвонил Ираклий Модебадзе (бывший нападающий сборной Грузии, с 2001 по 2010 годы выступал в УПЛ, – прим. FanDay), с которым мы вместе играли в запорожском Металлурге.

Ираклий заканчивал игровую карьеру в Диле, и остался здесь работать помощником главного тренера. Георгий Немсадзе выполнил поставленные задачи, занял третье место в чемпионате и ушел на повышение – в Динамо Тбилиси. 

На вакантное место Модебадзе предложил руководителям клуба мою кандидатуру. Я выслал им свое резюме, объяснил свое видение, свою игровую философию. Они остались довольны. Так началось наше сотрудничество.

Перед самым Новым 2021 годом мы заключили двухлетний контракт, а уже 10 января я провел первую тренировку в новой команде.

- Как складывался ваш первый сезон в Диле?

- Мы провели хорошие сборы, сыграли с неплохими командами. Футболисты приняли мои идеи и, как следствие, за три тура до финиша мы уже гарантировали себе третье место в чемпионате.

- В прошлом году вашей команде в Лиге конференций уже в первом квалификационном раунде досталась Жилина (3:6 по сумме двух матчей). Словаки оказались чересчур крепким орешком?

- Нам попался самый сильный соперник из сеяных команд. В этом году история повторилась. Я и тогда говорил, что нам выпадет Жилина, и в этот раз ждал КуПС. Предчувствие меня не обмануло. Видимо, на моем пути всегда будут попадаться сильные команды, чтобы я мог набраться больше опыта.

- В минувшем сезоне КуПС сенсационно выбил из Лиги конференций полтавскую Ворсклу. Будете созваниваться с Юрием Максимовым, чтобы узнать его мнение о финской команде?

- Сейчас есть такие интересные платформы, как WyScout и InStat. Они дают такую информацию о сопернике, как будто ты наблюдал за ним своими глазами. Каждый тренер видит футбол по-своему, поэтому руководствоваться чьим-то мнением не очень хочется. 

«Уровень чемпионата Грузии растет. Мне как тренеру очень интересно здесь работать»

- В нынешнем чемпионате (в Грузии сезон проходит по схеме «весна-осень», – прим. FanDay) Дила идет на четвертом месте. Какие задачи стоят перед клубом?

- Стоит задача - выступить не хуже, чем в прошлом году. Но, если честно, хотелось бы улучшить свои достижения.

- В таком случае, насколько реально навязать борьбу динамовцам Батуми и Тбилиси?

- Динамо (Батуми) стоит особняком. Финансовый ресурс очень мощный. 30 футболистов примерно одного уровня. Когда во время игры уходит пять игроков, а на их место выходят пять игроков того же уровня, это говорит о многом. Это позволяет им проходить турнирную дистанцию ровнее. 

Чемпионат Грузии проходит в четыре круга. Игры каждые четыре дня – 36 туров. У кого есть качественная ротация состава, тот хорошо держит дистанцию. Наша команда слабее по ресурсам, поэтому у нас в обойме 15-16 футболистов, на которых можно рассчитывать.

Динамо (Тбилиси) делает ставку на воспитанников академии. Такую стратегию выбрал собственник клуба. За динамовскими клубами идут Дила и Сабуртало, Самгурали тоже подтянулось. У Торпедо (Кутаиси) появился новый спонсор с большими деньгами. Думаю, после летней паузы мы увидим совсем другую команду.

- Каков сегодняшний уровень чемпионата Грузии?

- Хорошая конкуренция. В принципе, любая команда может забрать очки у любой другой. Уровень чемпионата растет. Появляются сильные игроки. Тот же Хвича Кварацхелия, который перешел в Динамо (Батуми) из казанского Рубина (1 июля лидер сборной Грузии станет игроком итальянского Наполи, – прим. FanDay).

Тренеры – очень образованные в тактическом плане. Команды отличаются с точки зрения структуры игры, ее философии. Мне как тренеру здесь очень интересно работать.

- Кто выделяется в грузинском первенстве, кроме Хвичи? Может, выделите кого-то из своей команды?

- Хвича, конечно, очень мощный атакующий игрок. В атаке здорово, а вот в защите похуже. Также отмечу полузащитника батумского Динамо Зурико Давиташвили и его 20-летнего одноклубника Иракли Азарови. Оба играют за сборную Грузии. Отличная молодежь в Динамо (Тбилиси).  

Философия нашего клуба такая же, как у большинства команд в сегодняшнее время. Выращиваем игроков, развиваем, а потом их продаем, и за эти деньги существуем. 

Перед этим чемпионатом мы потеряли трех лидеров. Вратарь ушел в Карабах, Бидзинашвили – в Динамо (Батуми), а гвинеец Камара – в Динамо (Тбилиси). 

«Буквально в 20 км от Гори до сих пор стоят российские военные базы»

- Как вам в Грузии?

- На протяжении первого года я жил в Гори. Маленький городок, родина Сталина – все нормально. Работа – дом – работа. Жена с ребенком прилетали раз в месяц, но продолжали жить в Запорожье. Затем на семейном совете было принято решение проводить больше времени вместе. 

В Тбилиси я подобрал для сына русскоязычную школу, записал его в футбольную академию Динамо (Тбилиси). Нашел квартиру, которая нам подходит, в этом районе. И 9 января мы всей семьей переехали в столицу.

- Сколько лет вашему сыну?

- Пять с половиной.

- Ему нравится заниматься футболом?

- У Динамо (Тбилиси) отличная академия. Группы всех возрастов занимаются по испанским шаблонам. Руководит процессом Андрес Карраско (с 2018 по 2020 годы тренер юношеской команды донецкого Шахтера, – прим. FanDay). Мне как специалисту очень нравятся такие методы работы. Я вижу, как мой сын прогрессирует.

- Пока вы жили в Гори, бывали в музее Сталина?

- Конечно. И с женой ходили, и с ребенком. Очень хороший музей на самом деле. Мощный. Музей находится в самом центре города. В него валят толпы туристов. 

- Как жители Гори относятся к своему кровавому земляку?

- В Гори до сих пор присутствует культ личности Сталина. Есть люди, которые поддерживают его политику. Есть и те, кто им недоволен. 

- Кого больше?

- Поровну примерно.

- Какое отношение у жителей Грузии к тому, что сейчас происходит в нашей стране?

- Грузинский народ очень хорошо понимает, а потому поддерживает украинцев. Им близка эта ситуация, потому что грузины тоже пострадали от российского насилия. Буквально в 20 км от Гори до сих пор стоят российские военные базы. Россия «отжала» у Грузии 20 процентов территорий, поэтому простой народ сейчас очень сильно поддерживает Украину.

Это проявляется во всевозможных разговорах, наклейках на машинах, митингах и протестах. Что касается руководства страны, то оно, скажем так, дует в другую сторону. Держит нейтралитет.

«Мои российские друзья молчат о войне в Украине. Нет никакого желания общаться с ними»

- В юности вы играли за московский ЦСКА. У вас остались друзья в России?

- Ребята, с которыми я играл, сейчас тоже работают тренерами. Это Сергей Семак, Дмитрий Хохлов, Владислав Радимов, Вадим Евсеев, Александр Ширко, Егор Титов, Дмитрий Аленичев. В то время это была не Россия, а СССР и СНГ. За молодежную сборную России я, по-моему, провел всего два матча.

- С перечисленными вами людьми вы поддерживаете какие-либо отношения? Не пытался ли случайно кто-то из них связаться с вами после 24 февраля?

- Плотно мы не общались. Периодически по работе интересовались друг у друга разными футболистами. Сейчас они молчат, и у меня нет с ними никакого контакта. Честно говоря, и желания с ними разговаривать тоже нет.

- Российское гражданство у вас осталось?

- А я его не получал. В то время у меня был советский паспорт. Я по нему даже в Голландии жил. А когда в нашем бельгийском посольстве получил украинский паспорт, то уже через полгода вернулся в Украину.

«Ван Гал брал меня в команду как молодого таланта, на перспективу»

- Целых три года вы были в амстердамском Аяксе. Из Нидерландов кто-нибудь звонил в последнее время?

- Больше всего общаюсь с Женей Левченко и Димой Шуковым. Левченко очень сильно «топит» за Украину и старается быть ее амбассадором в Европе. 

- А непосредственно из голландцев кто-то выходил на связь?

- В социальных сетях периодически общаемся с Денни Ландзатом и Марио Мельхиотом. С Эдвином Ван дер Саром переписывался, спрашивал, помнит ли меня. Он позвал в гости, сказал, что организует билеты на футбол. Договорились о стажировке. Правда, пока не получается вырваться – много работы.

- Раз уж речь зашла об Аяксе… Вы так и не заиграли в той сумасшедшей команде с Давидсом, Овермарсом, Финиди, Клюйвертом и Литманеном. Почему?

- Ван Гал брал меня в команду как молодого таланта, на перспективу. В 1994 году та команда выиграла Кубок УЕФА, год спустя – Лигу чемпионов. Еще через год взяли Межконтинентальный кубок и снова дошли до финала Лиги чемпионов, где проиграли Ювентусу. 

Если даже Нванкво Кану сидел на замене иногда – что говорить обо мне. Игрового времени было катастрофически мало. Тому же Клюйверту, Де Буру и Овермарсу место в основе тоже находилось не всегда. 

Основной проблемой была коммуникация, голландский язык. Пока я его учил, из команды ушел Ван Гал. На его место пришел датчанин Мортен Ольсен, который на меня не рассчитывал, и взял на мою позицию своего соотечественника Йеспера Гронкьяера.

Так хотелось играть, что я решил вернуться в Запорожье. Сначала ушел в аренду, а через год подписал полноценный контракт. Устал от постоянных замен и отсутствия игровой практики.

«Чемпионат нужно проводить в Украине, чтобы показать людям, что жизнь продолжается»

- Находясь в Грузии, продолжаете следить за УПЛ?

- Конечно. Металлист 1925, который я тренировал, дебютировал в элитном дивизионе. У меня там осталось очень много друзей. Часто общаюсь с игроками и с тренерами. Много контактов, много информации, так что за чемпионатом Украины внимательно слежу.

- Как вы относитесь к идее проводить следующий чемпионат Украины в нашей стране, несмотря на продолжающуюся войну?

- Сама идея проводить чемпионат – очень хороша. Я только за. Это хороший шаг, чтобы поддержать людей, показать им, что жизнь продолжается и мы не отчаиваемся в столь трудной ситуации. 

Однако как это будет выглядеть, я не имею ни малейшего представления. Все-таки в Украине сейчас везде небезопасно. Если ракета шарахнет где-то рядом, все мы понимаем, что будет. 

Беседовал Артем ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Читайте также «Не могу сказать, что для Ворсклы и АИКа это удачный жребий»: Вадим Евтушенко – о жеребьевке Лиги конференций и отношении шведов к войне