«До Ювентуса я не дорос из-за своей тупости и глупости»: Правила жизни Игоря Гамулы
Сегодня умер бывший полузащитник луганской Зари, херсонского Кристалла, ростовского СКА и эпатажный тренер Игорь Гамула.
Шутили когда-то с коллегами: заканчивается матч Волынь – Закарпатье, на нулевую ничью пришли посмотреть 100 человек. А вот на пресс-конференцию направились 500 журналистов – зрелище покруче футбола выдавали Виталий Кварцяный и Игорь Гамула…
И вот жизнь поворачивается так, что, как минимум, половина очарования «пресс-конференции мечты» сделалась невозможной. Но он ведь был, обладатель Кубка СССР и победитель Второй лиги Игорь Гамула. И оставил после себя незабываемые воспоминания в виде сотен мегабайт баек, горбылей и крылатых выражений, вошедших в золотой фонд футбольного фольклора. Вспоминаем острослова, жизнелюба и весельчака посредством цитат из его огненных интервью.
Игорь Гамула родился 17 февраля 1960 года в Ворошиловске (нынешний Алчевск). «У меня тяжелое детство было: мама одна, нас двое. Особых игрушек тогда у нас не было – я с мячом только и спал».
Читайте также Умер бывший тренер Закарпатья Игорь Гамула
Еще школьником попал в ворошиловградскую Зарю и почитался самым большим талантом футбола Луганщины своего времени. Техничный, изобретательный Гамула играл очень зрелищно – отдать пас не глядя, обыграть нескольких соперников, забить диковинным ударом ему всегда было легче и дороже, чем отрабатывать в отборе или таскать за кем-то рояль. Как парень самый талантливый, харизматичный, Игорек подчинял себе ровесников. «Под ним» ходила молодежь, что, учитывая богемный нрав Гамулы, очень не устраивало тренеров.
Когда Заря вылетела из советской Высшей лиги, Игоря Гамулу «призвали» в ростовский СКА. Несмотря на отчаянное сопротивление луганского клуба, талантливого полузащитника на «бобике» ночью вывезли в соседнюю Ростовскую область, где он принял присягу и стал недоступным для Зари. Вместе с земляками Заваровым и Андреевым Игорь стал творцом сенсационной победы СКА в Кубке СССР, но перепраздновали ростовчане этот успех – и впоследствии вылетели в Первую лигу.
Заваров выводы из этого сделал и уже вскоре был одним из лидеров великого Динамо Лобановского. Гамула остался на своем уровне – «божка футбола» в локальных декорациях. И в итоге доигрывал в Атоммаше (Волгодонск), Кристалле (Херсон) и Мире (Горностаевка). Там же, на Херсонщине, начал тренерскую карьеру. Работал со множеством клубов бывшего СССР, нам в Украине больше всего запомнился во главе Закарпатья, где и приобрел скандальную славу развязного и смелого в высказываниях тренера.
Больше всего Гамула работал и играл в Ростове, а в последнее время поддерживал тренерскую форму в аматорской команде Гераклион из первенства Москвы. Вот самые яркие цитаты Игоря Васильевича.
Наше поколение совсем по-другому с мячом обращалось. Вот сегодня снилось — так я мяч подработал, передачу хорошую отдал, кто-то забил...
До Ювентуса я не дорос из-за своей тупости и глупости. Ко мне эти слова очень подходят. Вспоминаю молодость — елки-палки, какой же я был дурак! Вот зачем мне надо было выпивать? Еще не сыграли — а уже до игры «заряжаемся».
Президент Даугавы, которую я возглавлял, мне говорил: "Земля вокруг базы подешевела. Богатые люди от вашего крика разъехались". Но зато на заключительном банкете подошли болгарин и литовец, русского языка которых хватило на одну фразу: "Тренер, я тебя люблю".
Читайте также Стали известны первые подробности смерти Игоря Гамулы
Если сегодня выпью, завтра пойду опохмеляться. Такой организм. Пока не попью недельку, не остановлюсь. А потом полгода не прикасаюсь. Всегда говорю: если пить - то и резвиться. Но в спорте это недопустимо.
Ездил на стажировку в Милан и Сент-Этьен - видел, как футболисты выпивают и курят открыто. Но мы до этого не доросли. Не тот менталитет.
- Сочинение пана Петржелы читали? Он назвал вас "тренером-комиком".
- А он кто? Тренер-казино? Мне даже не обидно. Мой Черноморец обыграл его Зенит 1:0.
- Герман Зонин, тренировавший Зарю, говорил про кого-то из вас: "Кудрявый, как баобаб..."
- И я был, как баобаб, и Заваров. Одинаковые, поэтому сдружились сразу. В газетах о нас много небылиц сочиняли, я даже вырезки сохранил. Столько чудили, что книгу можно написать, зачем что-то придумывать?
Когда Зонин сдал меня в армию, он хотел, чтобы мне в армии тяжко жилось. Но куда там - я быстро в казарме порядок установил. Они служат, а я в буфете сижу.
В 80-м году просыпаемся на какой-то ростовской окраине. Понять не можем, где находимся. Через час тренировка, вокруг ни души - какое там такси... Смотрю - магазин "Спорттовары". В рядок стоят мопеды "Верховина". 180 рублей. Карманы вывернули, наскребли - с какого-то "ЗИЛа" бензин слили. Поехали на базу. Зонин нас увидел - чуть рассудка не лишился.
Перед сезоном корреспонденты для ежегодника данные собирали - рост, вес... Я как-то сказал про себя - рост 171 сантиметр, и спрятался за углом. Жду, что Заваров скажет. А тот переспрашивает: "Гамула какого роста?" - "171". - Напиши, что я - 171 с половиной!" У меня на этот случай уже бутылка коньяку под мышкой. Ловлю корреспондента на выходе: напиши, мол, что мой рост - 172. Только Заварову не говори.
В 93-м году совершенно трезвым уснул за рулем. Мама до сих пор не знает. 4 утра, трасса Ростов - Херсон. Слава богу, ехал на "опеле", железо крепкое. Столкнулся лоб в лоб с КАМАЗом. Тот водитель потом приходил ко мне в палату: "Как мог, уворачивался, а ты будто на таран идешь". Повезло - глаза открыл перед самым столкновением. Двумя ногами успел тормоз выжать. Очнулся на шестой день: все пальцы перебиты, грудь, нос сломан...
Никогда во мне не было расизма! Я всех люблю! Ну да, пошутил. Хорошее настроение, первая победа, эмоции перли… Хотелось, чтоб радостно было не только мне, а всем вокруг. Говорил с воодушевлением. Старался. Возьми, да скажи: "У меня и так шесть черных". А какие они – зеленые? Не пойму! Скажи я – "темнокожих", забыли бы сразу. Как можно было не догадаться, что кто-то не понимает шутки? Тупость моя!
Канал "Футбол" зазвал на интервью. Журналисты меня почему-то любят. Спрашивают: что будешь делать? Да ничего, отвечаю. Помидоры выращивать. Посмеялись – и разошлись. И вдруг звонок оттуда же – предлагают свою передачу делать!
Я прожил очень веселую жизнь в футболе. И попил, и погулял, и поиграл вволю.
Редакция FanDay выражает искренние соболезнования родным и близким Игоря Васильевича.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram. Весь эксклюзив украинского футбола теперь находится здесь.