Леонид Кравчук: помогал спасать Динамо от скандала с шубами и еще 5 футбольных историй с первым Президентом Украины
Умер Леонид Кравчук — человек, с чьим именем связаны многие годы украинского футбола.
Первый президент независимой Украины, бывший руководитель Центрального комитета Компартии Украины — что делает новость о Леониде Кравчуке на нашем спортивном сайте? Но за яркой карьерой политика стоит футбольный болельщик с пожизненным стажем, который много лет участвовал в жизни и развитии украинского спорта.
Болельщицкий стаж президента Кравчука — 69 лет
Будущий руководитель Украины с детства симпатизировал киевскому «Динамо», а впервые на футболе побывал 6 сентября 1953 года. Тогда «Динамо» в товарищеском матче разгромило индийский «Ист-Бенгал Клуб» - 13:1, но поразило Леонида Макаровича даже не это.
«Соперники динамовцев играли босыми, и меня поразила деликатность, с которой наши ребята относились к соперникам. В борьбе за мяч босым индийцам легко было нанести травмы, зацепив случайно футбольной обувью с шипами. Так вот, футболисты Динамо старались и цели достичь, то есть выиграть, и соперников не травмировать. В этом ярко отразился характер команды, и он был мне так близок, что с тех пор я стал волноваться за эту команду как за родную».
Закончив Киевское общевойсковое училище, Леонид Кравчук сначала преподавал в Черновицком финансовом техникуме, затем пошел «по партийной линии», работая в буковинском обкоме компартии. Закончил аспирантуру. Когда же карьера пошла, и в 70-х молодого выдвиженца взяли в ЦК, он уже не пропускал матчей Динамо.
Верный «щербинец», при котором Динамо стало хозрасчетным клубом
В ту пору руководителем компартии Украины был днепропетровец Щербицкий, который был фанатичным поклонником Динамо. Леонид Кравчук как член ЦК КПУ был одним из тех, кто занимался текущими вопросами главной футбольной команды республики и часто пересекался с ней по жизни.
Кстати, мало кто знает, что Леонид Кравчук был в числе поддержавших переход киевского Динамо на «хозрасчет» - когда государственное спортивное общество согласилось с частным статусом футбольного клуба.
Когда «ушли» Щербицкого, пошли перемены в республиканской номенклатуре, и Леонид Кравчук последние годы существования СССР встретил в ранге главы Верховного совета Украины. Даже те, кто сейчас в школе, будут в курсе — Кравчук подписывал беловежские соглашения, забившие гвоздь в гроб Советского Союза, он же в борьбе с прогрессивным демократичным политиком Вячеславом Черноволом выиграл первые президентские выборы.
Был активным союзником Суркисов, выигравших борьбу за Динамо
В 1993 году, во время президентства Кравчука, в киевском Динамо произошел «дворцовый переворот». Футбольный коллектив во главе с начальником команды Йожефом Сабо подписал открытое письмо, в котором рассказал о бедственном материальном положении клуба, в действие вступили спортивное общество Динамо и руководство милиции, и в итоге вместо Безверхого президентом ФК Динамо (Киев) стал Суркис-старший.
Некоторое время часть менеджмента клуба и спортивная пресса вели борьбу против нового руководства, и во многом решающей стала позиция как раз Леонида Кравчука. Президент Украины однозначно дал понять — он поддерживает Григория Суркиса. Позиция главы государства свела на нет всю возможную оппозицию. Со случившимся в Динамо были вынуждены смириться даже те, кто надеялся отыграть ситуацию назад. Первый президент гранда, говорят, умер от сердечного приступа в пригородной маршрутке, на которой ездил на работу и с работы. Был он дальше чиновником не высшего разряда.
Читайте также «Не удивлюсь, если Ребров и Шевченко станут одними из совладельцев Динамо»: экс-футболист сборной Украины высказался о будущем киевского клубаПри нем закладывали нынешнюю базу Динамо
Где-то в начале 90-х в прессе появились картинки с проектом нового корпуса базы Динамо на Конча-Заспе. По тем временам выглядело это так футуристично, а долгостроев было настолько много, что в реализацию проекта совершенно не верилось. А зря! Строительство началось при Кравчуке, завершилось при Кучме, и затем динамовская база только разрасталась.
Это сейчас нас ничем не удивить, да и в Восточной Европе настроили всякого, но по тем временам база Динамо была чем-то космическим. И когда приезжал очередной новичок с какой-нибудь Алании, Зенита или Спартака, загородный комплекс Динамо производил на него неизгладимое впечатление.
Помог Динамо вырулить в «шубном деле»
Не успели стихнуть эмоции после победы Динамо над Панатинаикосом в стартовом туре Лиги чемпионов 1995/96, как Киев оскандалился на всю Европу. Испанский арбитр Антонио Лопес Ньетто накатал жалобу в УЕФА, якобы представители Динамо предлагали ему взятку — на листочке бумаги было нацарапано что-то типа «мистер Антонио, победа Динамо — столько-то денег и шубы для вас».
Динамо исключили из Лиги чемпионов и дисквалифицировали на несколько лет, доигрывал групповой турнир датский Ольборг, без шансов проигравший киевлянам в квалификации. Для «звездастого турнира» этот скандал до сих пор остается чуть ли не самым громким в истории.
Но трудный сезон Динамо пережило, не растеряло лидеров (а тогда за юного Шевченко и компанию предлагали деньги многие клубы, Газзаев даже готов был перевозить в Аланию всех ведущих игроков). А Леонид Кравчук, уже экс-президент Украины, на своем авторитете возглавлял украинские делегации и во многом помог клубу избежать дисквалификации. Уже год спустя киевляне снова стартовали в еврокубках. И это была блестящая победа не только юристов, но и дипломатов во главе с бывшим руководителем страны.
Участвовал в возвращении Лобановского
Валерий Васильевич неплохо себя чувствовал на топ-зарплате в Эмиратах и Кувейте, так что домой не спешил. Приглядывался, серьезно ли идут дела в родном клубе. Безверхому неоднократно отказывал, когда тот просил возвращаться, да и к Суркисам прибыл не сразу.
Одним из козырей нового руководства Динамо был как раз Кравчук. Хорошо знакомый Лобановскому по работе в ЦК КПУ, где он был как раз одним из кураторов футбольной команды, Леонид Макарович провел несколько бесед с Мэтром, который в итоге согласился вернуться в Динамо. Чтобы сделать его great again!
Не оставил Суркиса и в борьбе с Григоришиным
В 2005 году, после Помаранчевой революции, «горячие головы» принялись за многие сферы культуры, спорта и бизнеса. Российский бизнесмен Григоришин под шумок пытался отжать и акционерное общество ФК Динамо (Киев). Одним из лидеров кампании за сохранение клуба у Суркисов был как раз глава наблюдательного совета клуба Леонид Кравчук.
«Если будет необходимость возглавить демонстрацию или сидеть в палатке ради Динамо, я это сделаю. Это моя страна, моя Украина, мои символы, и я их буду защищать до конца»
Вот что тогда заявлял Леонид Кравчук. В ту пору с Суркисом, Шуфричем, Блохиным они входили в медведчуковский блок «НеТак».
Читайте также «Информацию о якобы вывезенных мной 17-ти миллионах распространяет УАФ»: Игорь Суркис – о конфликте со сборной, цене Довбика и российских деньгах МаркевичаСудебные тяжбы, вышедшие в публичное пространство, завершились разгромной победой братьев Суркисов. С тех пор никто не ставил под сомнение их собственность, а Динамо осталось их незыблемой вотчиной.
А сын Кравчука был президентом футбольного клуба Нафком-Академия из города Ирпень. Впрочем, в сердце Кравчука была одна команда — Динамо.
* * *
Об исторической роли Кравчука можно спорить долго, и не найти консенсуса. «Маемо тэ, що маемо» - любимая фраза Леонида Макаровича, цитата из фильма «Адъютант его превосходительства», показывает лучше всего: Кравчук — это данность. Человек с грехами и благодетелями, но при нем мы не отдали Крым, все же получили Независимость, хоть и растеряли статус самой перспективной страны Европы.
Земля вам пухом, Леонид Макарович! Бог простит ваши грехи и отметит добродетели. Не мы вам судьи.