От колхоза – в чемпионы. Как жил и умер народный тренер Владимир Емец
В день 40-летнего юбилея первого чемпионства Днепра – золотые медали СССР (1983 год), FanDay.net рассказывает про выдающегося человека в истории одного лучших футбольных клубов Украины – ФК. Тренер-самородок – Владимир Емец.
Сейчас его родной Никополь под обстрелами оккупантов, и футбольному городу не до спорта. А раньше Никопольский район прогремел на весь СССР, ведь под руководством самодеятельного тренера Владимира Емца местный Колос прошел путь от колхозной команды до одного из лидеров всесоюзной Первой лиги. Это был невероятный путь, небывалый в той стране – чтобы сельская команда играла на равных со столицами союзных республик и породила такое количество талантливых футболистов.
Завидное тактическое чутье, умение сплотить коллектив позволили Владимиру Александровичу вывести Днепр из глубокого кризиса. А затем привести команду к золотым и дважды бронзовым медалям чемпионата СССР.
36 лет прошло со дня смерти заслуженного тренера Украинской ССР и Молдавской ССР, заслуженного деятеля физической культуры Украины Владимира Александровича Емца. Умер он сразу же после заключительного матча сезона 1987 года, 9 ноября – от сердечного приступа.
Он умирал прямо в раздевалке
Свое пятидесятилетие Владимир Емец встретил на посту главного тренера Нистру. Он взял на себя трудную ношу – вывести молдавскую команду из тяжелого кризиса. При новом наставнике коллектив, которому по игре была уготовлена судьба скромного середнячка Второй лиги, заиграл так, словно у него открылось второе дыхание. Болельщик потянулся на стадион, чтобы в деле посмотреть любимую команду, в игре которой четко просматривался стиль Емца – новаторский и до предела рациональный, стиль тренера, давшего путевку в большой футбол многим впоследствии известным мастерам.
Последняя игра сезона 1987 года имела огромное значение для Нистру. Выиграй команда со счетом 3:0 у Кубани, и у нее появлялся шанс войти в Первую лигу. Как и ожидалось, встреча получилась до предела напряженной и нервной.
Владимир Емец не выпускал изо рта сигарету. В команде знали: после этой игры он дал зарок бросить курить…
Емец облегченно вздохнул, когда в ворота Кубани влетел первый мяч. Вздохнул и – снова закурил. За 9 минут до конца матчам счет стал 2:0. Радоваться бы тренеру: его команда выигрывает, но, как воздух, нужен был еще один гол. А его – все не было. Была победа, но на лице Владимира Александровича не было радости. Все, кто сидели рядом с тренером, отводили глаза, не в силах видеть, как он переживает. С финальным свистком его лицо сделалось землистым. Такие лица бывают у людей, вмиг потерявших все. Даже приз зрительских симпатий, обычно присуждаемый лучшему игроку матча, но на этот раз, врученный тренеру, не смог снять напряжения.
- Читайте также: «Емец стоял красный, как помидор, и ушел. Пришел Кучма, а с ним Кучеревский»: Чередник – о Днепре, Олимпиаде и как отказал Лобановскому
И сердце тренера не выдержало. Врученная Владимиру Александровичу хрустальная ваза показалась непомерно тяжелой, и он передал ее в руки других, а сам, не поднимая головы, словно стыдясь своей слабости, медленно пошел в раздевалку. У него хватило сил дойти до кресла, но ничего уже не могло воспротивиться коварному сердечному приступу…
Он умирал прямо в раздевалке. Пульс угасал. Тщетно бились над безжизненным телом доктор команды и массажист. Сердце сдавало. Вчера еще казалось, что этому здоровяку нет сносу, никто бы не поверил, что с ним может случиться подобное.
Приехала «скорая». Специалисты из реанимации применяли новейшие методы. А он умирал. Потухшие глаза Владимира Александровича не узнавали никого – ни тренеров, ни игроков. Включили ионизатор, принесли кислородные подушки. Дыхание несколько выровнялось, но пульс по-прежнему еле прослушивался. Больше часа продолжался этот неравный поединок, но смерть все же взяла верх…
Сказались годы волнений, годы взлетов и падений команд, которые он возглавлял. Приз зрительских симпатий, врученный ему за несколько минут до смерти, ‒ последняя награда, логично завершившая жизненный путь заслуженного тренера Украинской ССР и Молдавской ССР, заслуженного деятеля физической культуры Украины Владимира Александровича Емца.
Сам играл на пустырях тряпичным мячом
Владимир Емец родился и вырос в Никополе в обычной рабочей семье. Для поколения мальчишек первых послевоенных годов футбол был единственной любовью. Время было тяжелое, стадионы разрушены войной, и играть Володе со сверстниками приходилось на пустырях тряпичным мячом.
Игру молодого футболиста отличала хорошая техника обращения с мячом и широкий тактический кругозор. А еще – врожденное качество вожака: смелость, решительность, умение поддержать товарища в трудный момент. В скором времени его заметили тренеры и пригласили в местную команду Трубник. Вначале был центральным нападающим, практически в каждой игре забивал, преимущественно, головой. Но со временем пришлось поменять амплуа, сказалась склонность к полноте. Стал играть в центре обороны.
В пятидесятые годы Емец получил приглашение в главную команду области – днепропетровский Металлург. Играл хорошо, о чем свидетельствует новое приглашение – на этот раз уже в киевское Динамо. Но то ли Емец отнесся к «повышению» с недоверием, то ли по какой-то другой причине, но в динамовский клуб он не пошел. А когда пришла пора повесить бутсы на гвоздь, Владимир решил избрать проторенный отцом путь – стал металлургом. Окончив Никопольский металлургический техникум, работал вальцовщиком, пользовался в цехе заслуженным авторитетом. И все было бы хорошо, если бы не тянуло к футболу. Хотелось попробовать себя в роли тренера. Тем более, было чувство: у него на этом поприще все получится.
От Трубника к Колосу
В начале 60-х, после завершении учебы в Киевском государственном институте физкультуры, Емец возглавил родной Трубник. Однако первые тренерские шаги давались ему нелегко. Руководство клуба требовало немедленного результата. Победы же пришли значительно позже. В 1969 Трубник совершил стремительный рывок, с 18-го места на четвертое. Но уже в следующем сезоне Емец вынужден был покинуть коллектив. К этому времени произошло сокращение класса «Б», и Никополь остался без команды мастеров. На целых пять лет.
Почти год Владимир Александрович был безработным. А в конце 1971 у первого секретаря Никопольского райкома партии возникла идея создать хорошую футбольную команду на базе всего Никопольского района. Вот тогда вновь был востребован Владимир Александрович.
Начиналось все с районной футбольной команды Сельхозтехника, «основу» которой составили футболисты, которых Емец отобрал в ходе первенства Никопольского района.
Сельхозтехника стала чемпионом Днепропетровской области и завоевала право участия в первенстве Украины, среди команд коллективов физкультуры. Потом был создан межколхозный спортивный клуб Колос, единственный на то время в Советском Союзе.
Согласно планам, Колос в течение пяти лет должен был пройти путь от команды коллективов физкультуры до клуба Первой союзной лиги. Это была фантастика, в которую трудно было поверить. Однако все это стало реальностью. В 1974 году Колос стал обладателем всесоюзного Кубка «Золотой колос». В следующем сезоне этот Кубок снова поехал в Никополь. В соревнованиях коллективов физкультуры Колос занял первое место. А это означало, что в Никополе снова появилась команда мастеров. Во Второй лиге команда продолжала поступательное движение. 1975 год – восьмое место, 1977 – третье, 1978 – второе.
«Колхозники»?... Первый профессиональный клуб СССР!
Свой авторитет Колос завоевывал не только на уровне игр чемпионата. В 1977 году в Кубке СССР жребий свел никопольскую команду померяться силами с тбилисским Динамо, в котором в те времена блистали такие мастера, как Кипиани, Гуцаев, Чивадзе, Дараселия, Сулаквелидзе…
Первый матч игрался в Никополе. Пятнадцать тысяч зрителей поддерживали своих земляков, и они не проиграли (1:1). Ответный матч в Тбилиси был более напряженным. После первого тайма – 0:0, а в начале второго Колос забил гол. Лишь на последних минутах встречи капитану тбилисцев и сборной СССР Александру Чивадзе удалось сравнять счет. А в дополнительное время он же с пенальти принес своей команде победу. После матча к Владимиру Александровичу подошел знаменитый комментатор Коте Махарадзе и поблагодарил за игру высокого уровня.
Для Владимира Александровича в тренерской работе не существовало ни времени суток, ни усталости. Было лишь одно мерило: качество выполняемой работы. И ради нее он не жалел ни сил, ни времени. Емец прекрасно понимал: для того, чтобы выйти в Первую лигу, нужно создать соответствующую материальную техническую базу. Создать ее удалось.
Владимир Емец
Неслучайно многие футболисты, прошедшие через Колос, потом называли его первым профессиональным клубом. У команды не было никаких проблем. Она была прекрасно экипирована. Тренировалась в лучших на то время условиях. А тренер и футболисты, в свою очередь, профессионально выполняли свои обязанности, добывая нужные результаты. Наконец, в 1979 году Колос стал чемпионом и завоевал путевку в Первую лигу, где затем два года подряд финишировал пятым.
«Никопольский» период Днепра
Летом восемьдесят первого Емца подняли, словно по тревоге. Звонок из «большого дома» не подлежал обсуждению. Ему впопыхах в паре с Жиздиком нужно было срочно спасать Днепр – оказавшийся в глубоком кризисе. «Ну и влипли», - нервничал Емец. Все, что было сделано и до автоматизма отлажено в Никополе за десять лет, нужно было оставить.
Дома на семейном совете было принято решение не уезжать из Никополя. И все же переход состоялся. Этот вопрос был решен на уровне первого секретаря обкома партии Качаловского. И это решение нельзя было игнорировать. Однако многие люди восприняли это приглашение неадекватно. Чего только не говорили в адрес тренера с глубокой провинции. Его и Жиздика называли «колхозниками»… Емец не обижался, понимая: сколько людей, столько и мнений.
Днепром тогда занимались серьезно. Кроме ракетного гиганта Южмаша, коллективу помогал обком партии в лице второго секретаря. Это помогло Емцу в катастрофической ситуации, в которой он оказался. Команда требовала немедленного доукомплектования. Контрактов у футболистов тогда не было. Поэтому из Никополя в Днепр сразу же прибыли Надеин, Погорелов, Дамин, Шуршин – то есть, практически весь костяк Колоса.
Владимир Емец, Геннадий Жиздик и Игорь Надеин
Опираясь на ветеранов клуба, Емец действовал с задумкой на будущее. Обратился с призывом к коренным днепропетровцам, игравшим в других городах, вернуться домой. На этот призыв откликнулись Владимир Устимчик, Николай Федоренко, Олег Таран. Их приход явился большим подспорьем для коллектива. Существенно изменился организационная сторона дела. Была создана так называемая пирамида. Под Днепром, в Первой лиге, был Колос, во Второй ‒ Кривбасс, Колос (Павлоград) и Металлург (Днепродзержинск). Все эти команды объединили в одно хозяйство, которое трудилось на главную команду области – Днепр.
Мечта, которая сбылась
В 1982-м днепропетровцы были лишь девятыми. Конечно же, весной 1983 года абсолютно никто не подозревал, что Днепр станет чемпионом. Тем более что 46-й чемпионат СССР команда начала не слишком выразительно. Футболисты играли старательно, но четкость внутрикомандных связей едва просматривалась. Однако Емец верил, что игра его подопечных обязательно улучшится, они будут способны шагнуть вверх. И этот оптимизм Владимир Александрович не таил и в то время, когда, сыграв десять матчей, команда вписала на свой счет лишь девять очков!
Тогда состоялось общекомандное собрание, на котором коллектив принял решение: бороться за место в первой шестерке. Причем, инициатива о проведении того собрания исходила от игроков. Пересмотрев планы, тренеры и игроки готовы были сделать все для достижения поставленной цели. Но, аппетит, как известно, приходит во время еды. Проведя серию из 13 матчей без поражений, Днепр вошел во вкус удачной игры. У команды появилась привычка к победному итогу.
В отличии от Киева и Москвы, Днепропетровск был провинцией. Поэтому никто не был заинтересован во взлете команды. В тот год основным конкурентом Днепра был Спартак. И на днепропетровскую команду давили, прежде всего, через прессу и судейство. Сколько ж требовалось усилий, чтобы все это преодолеть!
- Читайте также: «Мой дебют в Днепре пришелся на «договорняк» с Шахтером»: откровенное интервью Владимира Геращенко
Кульминацией того чемпионата стали последние четыре тура. Ситуация перед поединком днепрян в Одессе накалилась до предела. Многие спортивные издания писали тогда, что Днепр может стать чемпионом заблаговременно ‒ за пределами футбольного поля. Так, например, Юрий Ваньят на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей» заявил: «…Рискну предположить победу Днепра в Одессе, которая определит очень многое». На самом же деле Днепр уступил Черноморцу, а Спартак – переиграл в Донецке Шахтер и сократил разрыв до минимума.
До медалей (золотых или серебренных) Днепру оставалось два самых трудных шага. Московское Динамо приехало в Днепропетровск с одной единственной целью – не дать хозяевам поля выиграть. И сражалась команда, ведомая их лидером Валерием Газаевым, изо всех сил. Но Днепр оказался сильнее – и намного.
Настал кульминационный день чемпионата. Судьбу золотых медалей чемпионата два претендента решали между собой в последнем поединке. Днепропетровских футболистов устраивала даже ничья, а вот спартаковцам победа давала право на дополнительный матч. В плане днепрян на игру, как потом признался Емец, была сверхзадача: предложить сопернику самый высокий темп и поддерживать его, пока «носят ноги». И ноги днепропетровцев не простаивали на поле ни мгновения. Показав себя настоящими бойцами, днепряне выиграли ту встречу с убедительным счетом – 4:2, а с ней и золотые чемпионские медали.
Евгений Кучеревский и Владимир Емец
Нелегко завоевать чемпионство, но не менее тяжело сохранить свои позиции среди лидеров. Емец не был многоопытным тренером с большим образованием. Но команда его играла и добивалась результата. Два года после чемпионского успеха Днепр завоевывал бронзовые награды. Именно эти успехи позволили команде утвердиться среди элиты советских клубов.
Тонкий психолог
Владимир Александрович был человеком импульсивным и признавал только две крайности – очень хорошо и очень плохо. Любил шутку и знал толк в ней, что помогало порой в самые ответственные для команды моменты. Умел угадать состояние игрока, найти для него самые нужные в данный момент слова и заставить его отдать на поле все силы. Мог «напихать» так, как никто другой, и через пять минут подойти, обнять. И его подопечные сразу отходили, и затем готовы были за этого человека горы свернуть.
Вспоминается случай, происшедший на базе накануне решающего матча со Спартаком. Футболисты сидели в «красном» уголке: кто телевизор смотрел, кто играл в домино.
Зашел Емец с газетой в руке и принялся читать статью «Курение вредно для здоровья». Некоторые футболисты решили сразу же пойти и покурить.
Среди них был и 21-летний Владимир Багмут, до этого сыгравший в Высшей лиге 5 игр. Поймав курильщиков на горячем, Емец, первым делом, обратился молодому игроку: «Готовься, сынок: завтра Родионов повозит тебя рылом по асфальту». Можете представить себе состояние футболиста, который осознал, в какой ответственной игре ему предстоит участвовать. Полночи парень не спал, переживал. Он ведь теперь просто не мог сыграть плохо.
Потом, уже после матча, в газете Емец выделил именно Багмута. У Владимира Александровича была целая система агентов, и он знал, кто из игроков где погулял. Наутро, перед игрой тренер вызывал провинившихся и показывал их же счет! Конечно, после такого любой футболист за двоих бегал.
Бывали и коллективные «разборы полетов». На всю загородную базу звенел звонок. Футболистов от этого звука сразу начинало трясти. Собрание могло длиться часа четыре. Были и смех, и слезы… Поначалу те, кто попадал на такие собрания первый раз, смеялись. Когда же очередь до них доходила, тут уж им становилось не до смеха.
Конфликт между Емцем и олимпийским чемпионом произошел прямо в раздевалке
Казалось, что Емцу уготовлено в Днепре счастливое будущее. Но случилось обратное. Все, что было наработано за пять лет, разрушилось в 1986-м. Проблемы возникли еще весной, когда в состав сборной СССР, готовящейся к играм мексиканского чемпионата мира, были вызваны Протасов, Литовченко и Краковский. В тот год на команду просто обрушилась эпидемия травм. Некоторые игроки, возомнив себя «звездами», снизили требования к себе. Днепр стал проигрывать там, где никогда не проигрывал. В Кубке СССР команда сошла с дистанции уже в 1/16 финала, уступив тогда команде Первой лиги – запорожскому Металлургу. Неудача подстерегала коллектив и в Кубке УЕФА, днепряне бездарно проиграли в первом раунде варшавской Легии.
Начались конфликты. Один из них произошел прямо в раздевалке межу Емцем и Лютым. В результате футболист швырнул футболку и бутсы, отказавшись играть в команде. В отношениях между Емцем и игроками накопилась психологическая усталость. Они просто надоели друг другу. Виновный нашелся быстро – главный тренер. Как же коротка людская память! Все моментально забыли, где был Днепр до прихода Владимира Александровича, и как команда преобразилась при нем. В итоге лучшего тренера Днепра уволили из-за мелочей.
На матч памяти Емца и Жиздика приезжают днепряне со всего мира
Жизнь все расставляет по своим местам. Стало традицией, что в конце сентября, как раз в футбольное «бабье лето», стали проводить ежегодные турниры памяти заслуженных тренеров СССР и Украины В.А. Емца и Г.А. Жиздика. Первый состоялся в Никополе в 1989 году. Его идейным организатором стал друг и коллега Емца Иван Васильевич Скибин. Помогали в проведении турнира Никопольский спорткомитет, Федерация футбола Украины и ученики Емца – Николай Павлов, Олег Таран, Виктор Бульба. Затем турнир перебрался в Днепропетровск (нынешний Днепр, ‒ прим. А.П.).
Футболисты-ветераны собирались, чтобы на зеленом поле игрой почтить память своих наставников и напомнить про их общие победы. В традиционном награждении, как повелось в первые годы проведения этих турниров, принимали участие жены знаменитых тренеров: Валентина Ивановна Емец и Валентина Яковлевна Жиздик. Начиная с 2005 года, формат турнира был изменен: вместо команд ветеранов на поле стали выходить юные футболисты. Но память о великих тренерах-самородках они хранят.
Справка FanDay.net
- Владимир Емец родился в 1937 году в Никополе.
- На позиции защитника играл за Трубник (Никополь), Металлург (Днепропетровск).
- Тренировал: Трубник (Никополь) ‒ 1961-70, Сельхозтехнику (Никополь) ‒ 1971, Колос (Никополь) ‒ 1972-1981, Днепр (Днепропетровск) ‒ 1981-86, 185 игр: +82=53-50 мячи 289:221, Нистру (Кишинев) ‒ 1987.
- Заслуженный тренер СССР, УССР и Молдавской ССР.
- Награжден Почетной Грамотой и Грамотой Президиума Верховного Совета УССР, знаком «Отличник физической культуры СССР», высшей наградой Ленинского комсомола страны – Почетным знаком «Спортивная доблесть».