У Трубина в Бенфике был предшественник – Кандауров, он говорит: «Влаходимос никому первый номер не отдает»
Бывший полузащитник Металлиста и Бенфики Сергей Кандауров эксклюзивно для FanDay.net оценил шансы Анатолия Трубина закрепиться в лиссабонском гранде и рассказал о своем периоде в Португалии.
Бенфика близка к завершению трансфера голкипера Шахтера и сборной Украины Анатолия Трубина. Его переход оценивается в десять миллионов евро плюс миллион бонусов. Также Шахтер получит 40% от будущей продажи вратаря.
Редактор FanDay.net поговорил с лучшим украинским легионером в Португалии Сергеем Кандауровым (67 матчей и 12 голов за Бенфику) о шансах Трубина закрепиться в Бенфике. Кроме этого, наш собеседник рассказал о своем опыте пребывания в лиссабонском гранде, где он пересекся с легендарным Юппом Хайнкесом, Грэмом Сунессом, Жозе Моуринью и многими другими известными личностями в мире футбола.
В общем, после прочтения у вас не останется вопросов о Бенфике.
«Первый год будет сложным для Трубина, он будет привыкать и адаптироваться к Бенфике»
– Сергей Викторович, было много слухов вокруг трансфера Трубина в Интер, но в итоге он переходит в Бенфику. Удивились такому развитию событий?
– Я очень удивился, потому что Бенфика практически договорилась с бразильским вратарем Бенто, но в итоге что-то случилось и трансфер сорвался. Если бы не этот момент, то Трубин не оказался бы в Бенфике.
Клуб срочно начал искать другого голкипера и выбор пал на Анатолия. Думаю, он был на карандаше у селекционной службы португальского гранда. Насколько я знаю, Бенфика ищет второго вратаря или замену Влаходимосу, если тот уйдет.
– Из ваших слов вытекает следующий вопрос. Безоговорочный номер 1 Бенфики – Влаходимос. Подписание Трубина означает, что грек покинет команду или Анатолия брали для конкуренции?
– Ситуация очень простая. Влаходимос подписал новый контракт с Бенфикой до 2027 года и его клаусула составляет 60 миллионов. Он уже пять лет основной голкипер и тренер Роджер Шмидт поступил очень грамотно, подписав Трубина. Влаходимосу нужен конкурент, чтобы он не засиделся. Кроме этого, грек в любой момент может уйти и нужен вратарь, который сможет его заменить.
– Какие шансы у Трубина стать основным вратарем Бенфики, если Влаходимос останется?
– Пока никаких предпосылок к его продаже нет. Влаходимос – очень сильный вратарь и за пять лет в Бенфике ни разу не возникало сомнений в его квалификации. Он никому свой первый номер не отдает. Поэтому Трубину будет тяжело в первый год, ему нужно поскорее адаптироваться и искать свой шанс.
Анатолий Трубин, коллаж: FanDay.net
– Получается, ситуация может быть как с Луниным в Реале?
– В Реале нет такой текучки. Бенфика продала ведущего нападающего Рамуша в ПСЖ, на его место сразу взяли другого игрока. Футболисты, как правило, в Бенфике надолго не задерживаются. Можно вспомнить и вратарей, которых продали за большие деньги. Эдерсон сейчас играет в Манчестер Сити, Ян Облак – в Атлетико.
Понятно, что первый год будет сложным для Трубина, он будет привыкать и адаптироваться к Бенфике. Анатолий попал в очень сильный и великий клуб. Дай Бог, чтобы он смог закрепиться. Конкуренция в Бенфике очень велика, и это не только Влаходимос, не нужно сбрасывать со счетов и португальских вратарей – Самуэла Соареша и Андре Гомеша.
– То есть, Трубина подписали в качестве второго номера Влаходимоса с перспективой его замены в будущем?
– Думаю, что да. Влаходимосу 29 лет. Хотя для вратаря это не возраст, но Бенфика всегда думает о будущем развитии. Я надеюсь, что этим будущим будет именно Трубин.
«С вычетом налогов Трубин будет получать на руки около 1 млн 300 тысяч в год»
– Какой шанс у Трубина использовать Бенфику в качестве трамплина, чтобы затем перейти в более сильный клуб?
– Сейчас сложно оценивать, ему еще нужно пройти период адаптации. Бенфика очень трепетно относится ко всем легионерам, их очень сильно оберегают и ценят. Трубину будет оказываться всесторонняя помощь, а дальше все зависит от него. Одно дело ‒ хотеть, чтобы тебя купили, и совсем другое – доказывать, что ты можешь быть номером один.
Вратарям в этом плане вообще сложно. Могут дать один-два шанса, и если допустить ошибку, то будет тяжело вернуть доверие тренера. Можно вспомнить Лунина, когда он допускал ляпы, подменяя Куртуа. Трубину нужно максимально использовать шансы и быть готовым на 100 процентов. Тогда ему будет легче.
– Часто ли дает Бенфика играть вторым вратарям? Сколько матчей получит Трубин?
– У Бенфики очень много матчей в сезоне. Думаю, в Кубке Португалии и в Кубке лиги Трубин будет играть стопроцентно. Тем более, от травм никто не застрахован и, возможно, придется подменять Влаходимоса в чемпионате и Лиге чемпионов. Время свое он точно получит.
– Каковы болельщики Бенфики? Они сильно давят на игроков после ошибок или дают шанс новичкам еще себя проявить?
– К украинцам в Португалии достаточно хорошее отношение. По сравнению с россиянами, наши футболисты оставили заметный след в чемпионате Португалии, включая меня и Яремчука. Да, у Романа не все получилось, но Бенфика продала его в Брюгге за хорошие деньги (18 млн евро, – прим. А.П.).
Роман Яремчук в Бенфике, фото: ФК Бенфика
Что касается болельщиков, то они очень требовательные. Зачастую стадион заполнен полностью, минимально – это 40-50 зрителей тысяч на матчах Бенфики против слабых команд. Болельщики сразу выкупают все абонементы на сезон. Аура на «Да Луш» сумасшедшая!
– Трубин, кроме Украины, нигде не играл. Сложно ли ему будет адаптироваться к чемпионату Португалии?
– В Португалии очень сложный, но довольно интересный чемпионат. В принципе, ничего нового для Трубина нет. Он привык, что Шахтер играет первым номером. Бенфика играет также, только четыре игры в сезоне против сильных соперников, не считая матчей ЛЧ – это Порту и Спортинг. У вратаря немного работы в Бенфике, но когда она есть, то надо выручать.
– Если сравнивать Трубина и Влаходимоса, в чем преимущество и недостатки Анатолия?
– Мне будет некорректно сравнивать, потому что я мало смотрел матчей чемпионата Украины. Могу назвать сильные стороны Влаходимоса. Он очень хорош в игре ногами и на линии. Бенфика играет в современный футбол и использует вратаря в качестве разыгрывающего. Влаходимос действует очень уверенно и мне трудно назвать его слабые стороны.
– По информации СМИ, Трубин будет получать в Бенфике 2 млн в год. Это много, средне или мало для португальского гранда?
– Могу сказать, что это средняя зарплата в Бенфике. С вычетом налогов Трубин будет получать на руки около 1 млн 300 тысяч в год. Но Бенфика всегда поощряет игроков. Например, Фредрик Эурснес, который перешел в клуб в прошлом году, хорошо отыграл сезон и с ним сразу же переподписали контракт на улучшенных условиях. Если руководство Бенфики видит, что игрок растет, то сразу пересматривает соглашение в сторону увеличения.
– Ваш прогноз на дальнейшую карьеру Трубина?
– Делать прогнозы неблагодарное дело. Могу ему только пожелать, чтобы он не останавливался на том, чего достиг, продолжал совершенствоваться, проявил себя и показал, что украинцы умеют играть в футбол. Бенфика умеет раскрывать игроков и перепродавать их с большим наваром.
«Все ожидали и верили, что Яремчук заиграет в Бенфике»
– Расскажите о президенте Бенфике Руе Коште.
– Это суперпрезидент и легенда клуба! Он взялся за работу с большим энтузиазмом и поддерживает работу не только футбольной команды, но и других видов спорта. Бенфика стала чемпионом по гандболу, хоккею, баскетболу. Руй Кошта ходит практически на все матчи. Игроки чувствуют его поддержку и ценят это. Кошта дал новую энергию Бенфике.
– Почему у Яремчука не получилось раскрыться в Бенфике?
– На самом деле все ожидали и верили, что Роман здесь заиграет. Ему давали много шансов в основном составе, но что-то у него не получилось. В Бенфике высокая конкуренция и нужно было закрепиться в составе, а Яремчук где-то не сумел. Мне кажется, он не выдержал конкуренции с Рамушем.
Гонсалу Рамуш, фото: ФК Бенфика
Также не стоит забывать, что в Украине идет война. Насколько я знаю, Роман очень активно помогает нашим ребятам в ВСУ. Плюс, когда ты думаешь о родителях, которые находятся в Украине, то концентрация теряется. А Бенфика такой клуб, что отдаваться надо на 100 процентов. Также не стоит сбрасывать фактор смены тренера.
– Кто из игроков УПЛ, по вашему мнению, может заиграть в португальских грандах?
– К сожалению, уровень чемпионата Украины совсем низкий. Я видел одну игру Днепра-1, в которой Довбик меня совсем не впечатлил, но все-таки он забил 24 мяча и стал лучшим бомбардиром УПЛ прошлого сезона. Думаю, если бы не переход в Жирону, то Довбик мог бы потянуть уровень Браги или Гимарайнша.
«Технически ван Хойдонк не сильно подкованный парень, но штрафные бил отменно – из десяти 20-метровых ударов девять забивал в девятку!»
– Тему Трубина и Яремчука обсудили. Давайте теперь поговорим о вашем периоде в Бенфике.
– Я не против.
– Насколько я знаю, Бенфика в 1997 году заплатила за вас немалые деньги Маккаби (Хайфа). Расскажите, как состоялся ваш трансфер?
– В Маккаби тогда играло большинство сборников Израиля и после выигрыша чемпионства практически все они разъехались по европейским клубам. Я тоже просился за границу, уговаривал-уговаривал руководство, но меня не отпускали, потому что я был капитаном и лидером команды.
Однажды в Израиль приехал на отдых Грэм Сунесс. Мы с ним встретились, и он сказал: «Я сейчас буду принимать Бенфику и хочу на тебя посмотреть». В итоге зимой он возглавил Бенфику и пригласил меня. Мой трансфер обошелся в полтора миллиона евро. Кроме меня, Сунесс привел с собой десять англичан, поэтому в раздевалке мы общались только на английском.
– Какая у вас была зарплата в Бенфике по сравнению с Маккаби?
– В израильском клубе я получал 3 тысячи долларов в месяц, а в Бенфике где-то в десять раз больше.
– Что за тренер ‒ Грэм Сунесс?
– Он типичный английский тренер. При нем Бенфика играла просто – проход по флангу и подача, что не очень характерно для Португалии. Поэтому, наверное, мы ничего и не выиграли при нем.
– Слышал, что вы чуть не подрались с вашим конкурентом по позиции Майклом Томасом.
– Сунесс постоянно ставил в состав своего соотечественника. Я мог выдать суперматч, забить два гола, а на следующую снова выходил Томас, а я оставался в запасе. В этом плане атмосфера в команде была немножко нездоровая. Однажды на тренировке мы потолкались с Майклом, но до драки дело не дошло. После этого инцидента мы нормально общались.
Сергей Кандауров в Бенфике, фото: Google
Такое случается в каждой команде, просто Бенфика большой клуб, и на тренировке всегда присутствует две-три тысячи болельщиков и много журналистов, поэтому эта ситуация стала достоянием общественности.
– Сунесса заменил легендарный Юпп Хайнкес. Как вам игралось при немецком тренере?
– При нем я играл во всех матчах, он в меня верил и поддерживал. Хайнкес родился в 1945 году, и мы очень часто беседовали о войне. Он сильно осуждал фашизм и агрессию Германии против СССР. Можно сказать, он чувствовал коллективную вину за то, что Германия развязала Вторую мировую войну.
Немец Хайнкес был типично испанским тренером. Он к нам пришел после Реала. С мадридским клубом выиграл Лигу чемпионов, но не смог победить в чемпионате, после чего его уволили. У Хайнкеса в Бенфике все помощники были испанцами, кроме тренера вратарей. Тренировки при нем были интересные, в испанском стиле. Мне нравилось.
В Бенфике у него не получилось, потому что ему дали мало времени. Клуб давно не выигрывал чемпионат и смены тренеров случались довольно часто. В Бенфике очень требовательные болельщики и руководство.
«Футболист снимает мокрую от пота футболку и со всего размаха бросает ее в лицо Сунесса, тот еле увернуться успел»
– Кто был топовым игроком Бенфики в то время?
– Я подписал контракт в одно время с Карелом Поборски. Он был красавец, на скорости мог обыграть кого угодно. Ван Хойдонк меня тоже очень впечатлял. Технически он не сильно подкованный парень, но штрафные бил отменно – из десяти 20-метровых ударов девять забивал в девятку!
– Как вы проводили досуг в Португалии?
– У Бенфики в то время была отличная традиция. Раз в неделю вся команда ехала в ресторан. Это делалось для того, чтобы улучшить атмосферу, и все могли пообщаться, сдружиться. Примечательно, что обед был за счет заведения. Ресторан таким образом делал себе дополнительную рекламу, приглашая Бенфику.
Бывало, что после игр ходили в ночной клуб, но режим никто не нарушал. За нами очень пристально следили журналисты и никто не хотел попасться. СМИ в Португалии достаточно развитые. Я удивлен, что до сих пор каждый день выходят печатные газеты: A BOLA, Record и O Jogo. Правда, стоят они уже два евро, а не 20 центов, как раньше.
– Расскажите, веселую историю, связанную с вашим периодом в Бенфике.
– Я воспитанник советского футбола и уважение к тренеру для меня на первом месте, а в Бенфике произошла история, которая меня удивила. Однажды после тренировки Сунесс зашел в раздевалку и пошутил в адрес какого-то игрока.
Футболист снимает мокрую от пота футболку и со всего размаха бросает ее в лицо тренера, тот еле увернуться успел. И все игроки как начали в него бросать! Сунесс на всех парах из раздевалки бежал и смеялся. Потом заглядывает через дверь, а в него снова футболки летят. Я в первый раз такое видел и сидел в шоке.
«Моуринью вызвал меня и сказал: «Залечивай травму и восстанавливайся. Пока я тебя не вижу в составе, но у тебя будет шанс»
– Какой ваш самый запоминающийся момент в Бенфике?
– Таких у меня два. Гол Спортингу в лиссабонском дерби, когда я забросил за шиворот Шмейхелю метров с 35-ти. Также отмечу момент, когда я был капитаном Бенфики в нескольких играх, для меня это большая честь.
– Вы ведь и с Моуринью пересеклись в Бенфике.
– Да, было дело, но ничего о нем сказать не могу. Я был как раз травмирован и восстанавливался. Ребята из команды говорили, что им очень нравились тренировки Жозе. При нем команда показывала хороший футбол, шла на втором месте. Однако Моуринью попал в сложную ситуацию. В Бенфике выбрали нового президента, который привел с собой другого тренера, и Моуринью пришлось уйти.
Жозе Моуринью, фото: ФК Рома
– Вы общались с «Особенным»?
– У меня была одна индивидуальная беседа с ним. Жозе вызвал меня и сказал: «Залечивай травму и восстанавливайся. Пока я тебя не вижу в составе, но у тебя будет шанс и, если ты себя проявишь, то будешь играть».
– Не было обиды после его слов?
– Наоборот – это хорошо. Тренер не закрыл передо мной дверь и не сказал искать другую команду. Все было в моих руках.
«Врач во время укола занес мне инфекцию. Я три дня пролежал с температурой 40°, думал – умру»
– Бенфика предлагала вам новый контракт, но вы покинули клуб. Что тогда произошло?
– Бенфика предлагала мне остаться, но с понижением зарплаты. А Грэм Сунесс как раз принял Астон Виллу и попросил меня, чтобы я не продлевал контракт. Я сказал Бенфике, что меня ждут в Англии, мы пожали руки и разошлись.
А в итоге президент Астон Виллы не захотел подписывать со мной контракт, и я остался без клуба. Болельщики подняли шум, что из-за перенесенной травмы колена я могу не выдержать тяжелый график АПЛ, сложную интенсивность и тд.
– Давайте остановимся подробнее на вашей травме. Что у вас произошло с коленом?
– Первую операцию на колене мне сделали еще в Израиле, но через три недели я уже играл. Это была моя ошибка, потому что нужно было восстанавливаться минимум два месяца. Потом я перешел в Бенфику и через два месяца у меня заклинило колено. Мне сделали еще одну операцию, но через год колено снова начало болеть.
Врач Бенфики мне предложил сделать инъекцию, которая была очень популярна в США и Германии, ее делали в основном старикам. Вводится определенная жидкость, которая не позволяет колену быть сухим. Полгода я вообще не чувствовал боли.
Потом колено опять начало болеть. Врач снова вел мне инъекцию и во время второго укола занес инфекцию. Я три дня пролежал с температурой 40°, думал – умру. Затем на костылях пару месяцев ходил. Колено уже не болело, но доктор сказал, что в 50 лет я буду хромать. Сейчас мне 51, но слава Богу не хромаю.
– Бенфика как-то наказала врача?
– Никакого наказания он не понес, но через год его уволили. И одной из причин был назван мой случай.
«Когда Юпп Хайнкес приезжал с Байером в Харьков на матч против Металлиста, я подарил ему трехлитровую бутылку украинской водки»
– С Астон Виллой у вас не получилось. Не пробовали потом вернуться в Бенфику?
– Время ушло, тем более период заявок заканчивался. Я пробовал устроиться в другие клубы, моими делами занимался известный агент Пини Захави. В одно время я даже тренировался со звездным Лидсом с Аланом Смитом и Рио Фердинандом, которые гремели на всю Европу. Захави был в хороших отношениях с тренером Дэвидом О'Лири и сказал, что попробует устроить меня в команду. Но О'Лири сразу заявил, что шансов заиграть в Лидсе у меня нет.
Захави чувствовал вину за то, что не смог найти мне команду и сказал: «Живи пока в Лондоне. Будешь тренироваться с любой командой, которой захочешь». Месяц я поддерживал форму с Эвертоном, потом с Бернли.
В итоге Захави мне не помог трудоустроиться, я полгода просидел без команды и вернулся в Металлист. Я считаю, что сделал большую ошибку, нужно было и дальше продолжать цепляться в Европе. Если бы вернуть время назад, то я бы продлил контракт с Бенфикой или же перешел в любую другую команду из Португалии – после лиссабонского гранда двери были открыты.
– Кого считаете тренером номер 1 в вашей карьере?
– Однозначно Юпп Хайнкес и Гиора Шпигель, под руководством которого я играл в Маккаби. У Шпигеля был европейский подход и для Израиля он был феноменальным тренером. С ним мы выиграли чемпионат, не проиграв ни одной игры! Мне тогда было 19 лет, и я отыграл все матчи в основном составе.
Юпп Хайнкес, фото: Getty Images
– Поддерживаете ли вы с бывшими тренерами контакт?
– Нет, но один случай расскажу. Когда Юпп Хайнкес приезжал с Байером на матч Лиги Европы против Металлиста в Харьков, я подарил ему трехлитровую бутылку украинской водки. Я пришел к нему в гостиницу. Он очень удивился, увидев меня. Мы тепло посидели за чашечкой кофе. Не знаю, правда, что он сделал в итоге с той бутылкой водки (смеется, – прим. А.П.).
Я больше общаюсь с бывшими одноклубниками. У меня очень теплые отношения с Алоном Хазаном, который сейчас возглавляет сборную Израиля. Также недавно говорил с Хаимом Ревиво. На матчах Бенфики часто встречаюсь в ложе с Жоао Пинто и Руем Коштой.
– Кошта с вами, случайно, не обсуждал трансфер Трубина?
– Нет, не обсуждал. В этом плане у Бенфики очень серьезно работает селекционный отдел.
– А вообще Бенфика к вам никогда не обращалась за советом по поводу украинских игроков?
– Нет, с такой просьбой обращаются в основном журналисты (смеется, – прим. А.П.).
– Что сейчас с академией Бенфики в Харькове?
– Школа закрылась, как и в Киеве. Во-первых, многие разъехались, а во-вторых – рисковать не хочется, ведь Харьков обстреливается оккупантами.
– Ваш родной Металлист вылетел в Первую лигу. Что думаете о команде?
– Насколько я знаю, в Металлисте финансовая ситуация оставляет желать лучшего. Надеюсь, что руководители помогут клубу и все наладится. Сейчас тяжелое время. Дай Бог, чтобы поскорее закончилась война и мы победили.