Привозил звезд Лобановскому и забивал как Марадона: 95 лет назад родился первый супер-закарпатец Динамо Михаил Коман

Артем Войцеховский
22386
0
Михаил Коман. Фото: Google

Сегодня могло исполниться 95 лет легендарному игроку киевского Динамо 50-х годов прошлого столетия Михаилу Коману. FanDay.net рассказывает историю футбольного, как выразился бы Жванецкий, «Мих Миха».

Имя Михаила Михайловича Комана вряд ли известно современному поколению любителей футбола. Оно и понятно. Он ушел из жизни восемь лет тому назад, а пик его карьеры пришелся на пятидесятые годы прошлого века, когда каждый киевский мальчишка знал Му-Му. Не Тургеневского. Динамовского.

Играл за три мельницы за муку и подсолнечное масло

Коман родился 1 апреля 1928 года в Люботине. Причем не в том, который под Харьковом, а в том, который в Словакии. Когда будущему футболисту было шесть лет, его многодетная семья, в которой было еще восемь детей, переехала в Закарпатскую область.

«В детстве у нас было два стадиона и три футбольные команды. Правда, нас, детей, туда не пускали. А вот на окраине города стоял огромный склад для зерна. Перед ним была просторная площадка, где я с братьями и друзьями с утра до вечера гонял самодельный тряпичный мяч. 

Больше всего любили «расстреливать» металлические ворота склада, стараясь попасть мячом в нарисованные на них мелом круги. Однажды так разошлись, что нас атаковала огромная группа большущих крыс, которых, очевидно, достал наш грохот. Пришлось спасаться бегством. Хорошо, что мы были в резиновых сапогах, а то последствия могли оказаться самыми печальными».

Когда Миша пошел в четвертый класс, его и других талантливых школьников, под свое крыло взял бывший полузащитник сборной Венгрии Гейза Шустер. 

«Шустер придумывал нам интересные упражнения. Самых старательных приглашал к себе домой и угощал чаем. Если погода была прохладной, то добавлял в чай вино или ром. Тогда как Шустер научил меня правильно бить по мячу ногами, то учитель физкультуры Петрицкий научил хорошо играть головой».

В 1942-м Коман поступил в Виноградовский механический техникум. 

В то же время Виноградове было три команды (украинская, еврейская и венгерская), которые подчинялись местным мельницам. С игроками расплачивались мукой и подсолнечным маслом. Коман играл за все три. 

«Я стал зарабатывать 900 рублей, получать по 10-20 килограммов муки, оливковое масло, американские мясные консервы. Для нашей семьи это было как нельзя кстати».

С приходом советской власти все команды объединили в одну, которая в 1945-м стала чемпионом Закарпатья.

Три года спустя Михаил переехал в Ужгород и стал выступать за местный Спартак, в котором на тот момент собрались самые талантливые футболисты всего края. 

Уже через год Спартак дошел до финала Кубка УССР, в котором в упорной борьбе уступил киевскому Динамо (1:2). После игры Комана и его 11 одноклубников забрали в Киев, где он выступал на протяжении последующих десяти лет – до конца карьеры, не дотянув всего два сезона до первого чемпионства в истории клуба.

Забивал «рукой бога» задолго до Марадоны

Первый сезон Михаил провел в дубле Динамо, но постепенно отвоевал себе место в основном составе. В 1950 году его гол позволил киевлянам сохранить прописку в элитном дивизионе чемпионата СССР. Любопытно, что судьбоносный мяч он забил рукой, что ускользнуло из поля зрения главного рефери поединка.

«Забавно, что на играх дублирующих составов народу собиралось больше, чем на «основе». Билеты стоили дешево, поэтому трибуны всегда были забиты под завязку. Вот мы и старались демонстрировать атакующий, скоростной, комбинационный футбол, который так нравился зрителям. 

В Спартаке нам платили по 1 200 рублей, в Динамо – значительно больше, да еще и два оклада. Кормили очень хорошо. В рацион входили икра черная, красная, различные виды мяса, рыбы… Но на первом месте для нас всегда была игра, а не отработка материальных благ».

В финале Кубка СССР 1954 года Коман забил еще один судьбоносный гол. В этот раз – по всем правилам. Его мяч в ворота ереванского Спартака (2:1) принес Динамо первый серьезный трофей в его истории. Закарпатский форвард обыграл нескольких оппонентов и, выйдя один на один с вратарем, перебросил мяч через него.

Из-за проблем со здоровьем, возникшим после африканского турне, Коман принял решение повесить бутсы на гвоздь уже в 31-летнем возрасте. Не отходя от кассы, он возглавил дубль Динамо, а еще через год вошел в тренерский штаб первой команды, которая в 1961 году, наконец-то, стала чемпионом Советского Союза.

Первое союзное чемпионство и начальник расформированной команды

Коман работал помощником главного тренера Динамо до 1973 года, ассистируя Вячеславу Соловьеву, Виктору Терентьеву, Анатолию Зубрицкому, Виктору Маслову и Александру Маслову. Благодаря ему в команде появились Йожеф Сабо, Василий Турянчик, Федор Медвидь и Владимир Мунтян.

С приходом на тренерский мостик Валерия Лобановского Михаил Михайлович сконцентрировался на работе в динамовской ДЮСШ. Некоторое время тренировал юношескую сборную СССР, а в 1977-м стал начальником первой команды Динамо. Особо прославился как селекционер и переговорщик - в этом качестве не один десяток будущих звезд привез Валерию Васильевичу.

Лобановский и Коман

В этой роли Коман проработал до 1984 года, пока снова не вернулся на одну из руководящих должностей в ДЮСШ Динамо. В 1995-м он стал начальником Динамо-3. Эту должность Мих-Мих занимал на протяжении 13 лет, то есть до расформирования команды.   

21 февраля 2015 года в возрасте 86 лет Коман ушел из жизни. После себя оставил двух детей. В первом браке у него родилась дочь Ева, которая сейчас живет в Венгрии, а от второй жены – сын Михаил, которому сейчас 32 года.