«Расставание устроило две стороны»: Хацкевич и Валерко – про разрыв контракта с Бесединым и возвращение в Динамо Ярмоленко
Александр Хацкевич и Артур Валерко в эксклюзивном интервью для FanDay.net поделились мнением о преждевременном расторжении контракта Динамо с Артемом Бесединым и камбэке в столичный гранд Андрея Ярмоленко.
На днях случилось много событий в киевском Динамо: Игорь Суркис и Артем Беседин приняли решение о досрочном прекращении сотрудничества и в столичный гранд вернулся вингер сборной Украины Андрей Ярмоленко.
Почему Беседин покинул Динамо? В каком физическом и психологическом состоянии форвард после Омонии? Что ждет нападающего после травмы? Что сможет дать Ярмоленко своей новой-старой команде? Чем мотивировался полузащитник национальной команды Украины, когда принимал решение вернуться в Киев во время войны?
На вопросы FanDay.net ответил футбольный специалист и футбольный журналист:
• Александр Хацкевич – бывший полузащитник и главный тренер столичного гранда.
• Артур Валерко – креативный директор сайтов FanDay.net и «Украинский футбол».
«Из сложной ситуации с допингом и травмой Беседин вышел достойно»
– Беседин досрочно покинет Динамо. Как вы думаете, чья это была инициатива? Футболиста или Игоря Суркиса?
Хацкевич: Я тоже только из прессы это знаю. Встретились президент и футболист, и они пришли к такому решению хотя у Беседина еще контракт с киевским Динамо. Чья это была инициатива? Это только два человека могут вам ответить на этот вопрос – непосредственные участники этого процесса.
Валерко: Думаю, всегда в таких случаях нужно отталкиваться от официальной формулировки. Клуб и игрок достигли соглашения о расторжении контракта. Это продуманное решение обеих сторон – желание Беседина начать с чистого листа после неудачного периода и ставка Динамо на Ваната как наиболее перспективного нападающего.
Артем Беседин. Фото: ФК Динамо
– Почему было принято такое решение?
Хацкевич: Насчет этого у меня даже нету никаких определенных мыслей. Потому, что Артем в последнее время в достаточно тяжелой ситуации оказался и не по своей вине был дисквалифицирован за допинг. Потом он вышел из этой ситуации достойно, набрал быстро форму и поехал на чемпионат Европы защищать честь страны, получил тяжелейшую травму.
Клуб ждал его возвращения, подписали с ним долгосрочный контракт. Сейчас, как я понимаю, у него опять травма.
Почему так произошло? (речь идет про досрочный разрыв контракт – прим. FanDay.net). Наверное, расставание устроило две стороны. Поэтому такая ситуация с взаимоотношениями Артема и Динамо (Киев).
Валерко: Это рискованное решение, потому что с легионером Рамиресом Ванат остается фактически единственным нападающим. Если судить по двум глупейшим дисквалификациям, на которые он нарвался в этом году. Но сугубо математически возвращены несколько арендованных (например, Исаенко с Поповым из Колоса), должен когда-то восстановиться Супряга. В конце концов, всегда можно запихнуть в атаку Гармаша. Значит, Динамо поставило точку на перспективах Беседина и не боится с ним прощаться.
– Способен ли был Беседин навязать конкуренцию Ванату в следующем сезоне или у него уже не те физические кондиции?
Хацкевич: Я не знаю степень травмы, которая сейчас есть у Беседина. Месяц лечения или дольше? Мне неизвестно, какая там ситуация, но Супрягу оставляли три-четыре месяца восстанавливаться. На самом деле у самого Беседина лучше спросить, составил был он конкуренцию Ванату или нет.
Получается, что Динамо входит в этот сезон с двумя нападающими (Владислав Ванат и Эрик Рамирес, – прим. FanDay.net). Значит, Луческу это устраивает.
Александр Хацкевич. Фото: ФК Динамо
Валерко: Мы можем судить только по изначальным вводным. Изначально ему прогнозировали восстановление чуть ли не до конца года, а вот за пару дней до разрыва контракта была информация о надрыве связок колена, что подразумевает возвращение к работе в перспективе ближайшего месяца. Это очень разные даты. Если он мог бы поработать на летних сборах, то, конечно, дельное участие в важных матчах первой половины сезона принял бы.
Но на самом деле проблемы Беседина тянутся длительное время, и ему нужно основательно и без спешки поработать над восстановлением кондиций. Возможно, в таком плане это было и рациональное решение – не давить на игрока сборами, датами. Вернется в игру тогда, когда будет готов на 100%, а не закрывать дыры, чтобы вылететь повторно через два-три тура.
«Я уверен в Беседине, психологически он точно не сломается»
– В каком психологическом состоянии сейчас Беседин после Омонии и травмы?
Хацкевич: Он прошел через вот эту допинг-дисквалификацию. Не по его вине, отмечу. Потом, у него тяжелейшая травма в матче за сборную. И сейчас вот эта ситуация…
Я не думаю, что он психологически сломается. Конечно, тяжелый момент, но такое принято решение. Пока мы только слышали заявления Суркиса по этой ситуации. Тут больше вам Артем ответит в этой ситуации. Но то, что он не должен психологически сломаться – я в этом уверен.
Валерко: Конечно же, в тяжелом. У него выпал даже не последний год – годы. Травма, дисквалификация, неудачная аренда. Но вот ведь в чем дело. В 143 матчах за Динамо он забил 35 мячей. Такие цифры не набиваются случайно. Так что ему нужно спокойно работать над восстановлением формы, не бояться перезагрузиться – и свое место он обязательно займет.
Читайте также: Год Йовичевича в Шахтере: чудо в Лейпциге, непрогнозированное чемпионство, вклад в продажу Мудрика. Провожаем хорвата-чемпиона
– Проблемы Беседина больше в психологии или в физическом плане?
Хацкевич: Нужно сначала восстановиться физически. Психологически он прошел уже через тяжелые две ситуации, которые у него были за последнее время. Сейчас появилась еще травма. Поэтому я говорю, что уверен в нем, что психологически он точно не сломается.
Валерко: Это ведь различные составляющие одного человека, как одно может быть в отрыве от другого? Понятно, что Беседин проживает сейчас свои лучшие годы, ему бы играть сейчас по 36-40 матчей на сезон, а он за последние два года пропустил 191 день – 26 матчей клуба. При этом он – игрок клуба, от которого требуют максимальных результатов.
То есть, это в условной 10-й или 14-й команде УПЛ может «прятаться» форвард, у которого 1-2 гола за сезон и при этом его еще пытаются переподписать. Артем, как только возвращается после травмы, сразу попадает под пресс: «вот, Беседин 1000 минут без голов. 706 дней без голов!». А сколько он играл за это время матчей-то? Вот для этого, для избегания давления и спокойной перезагрузки, может быть полезна смена клуба.
«Где Шевченко и где Беседин?»
– В юношеском футболе Беседин подавал огромные надежды, и Петраков его даже забирал в юношескую сборную на год старше. Почему из Артема не получился «новый Шевченко»?
Хацкевич: Не надо вешать ярлыки. Где Шевченко и где Беседин? Давайте тоже на землю опустимся. Многим футболистам раздаются ярлыки и вешаются за непонятные заслуги. Когда футболист еще только научился бить по мячу, а ему уже прогнозируют будущее такое, как у Шевченко.
Шевченко такой один. После него больше не было форвардов в украинском футболе. Не надо сравнивать Беседина и жить ожиданиями. Он играл на своем определенном уровне и был полезен как в Динамо, так и в сборной.
Если футболист играет в национальной команде, это уже высший уровень футболиста. Так что нужно его только поддерживать, а не сравнивать с тем, что было когда-то. Если жить прошлым, то нет будущего тоже воспоминаниями. Нужно только Артема сейчас поддержать и журналистам, и тем людям, которые рядом с ним. А то, что Петраков там когда-то брал его… Это история, которую никто уже не помнит, помнят только настоящее.
Артем Беседин. Фото: ФК Динамо
Валерко: У него действительно были хорошие задатки, голевое чутье, умение бороться впереди, но даже в лучших сезонах ему мешали травмы или дисквалификации, а тем временем появлялись более молодые конкуренты – Супряга, Исаенко, Ванат. А если бы оставался Яремчук, а не транзитом через Александрию попал за границу, что бы мы говорили тогда о перспективах Артема в Динамо?
– Возможно ли, что Беседина в юности просто переоценили?
Хацкевич: Тяжелая у него судьба была последние три года. Именно в плане футбольной карьеры. Когда игрок в самом соку, в таком футбольном возрасте пропускает большое количество времени, то сложно вернуть лучшую форму. В первую очередь его подкосила эта допинговая дисквалификация. И за это виновные люди должны нести ответственность, и клуб должен быть на стороне футболиста до конца.
Валерко: Давайте сразу разделим авансы и практику. Беседин действительно считался перспективным, вызывался во все возрастные сборные, но как бы в случае с молодым игроком грандов это данность. Главное – как у него получалось себя реализовывать. Лишь раз в карьере ‒ еще в сезоне 2017/18 – он провел 30 или больше матчей за сезон. Лишь раз достиг показателя 10 голов за сезон во всех турнирах. Бывало, что пропускал год полностью.
Это – фрагментарные цифры для 27-летнего игрока. Беседин до сих пор не реализованный игрок. Он никогда в карьере не развивался и до 80% своих возможностей. И это не только его вина.
– В каком чемпионате и какого уровня команде стоит ждать форварда в новом сезоне?
Хацкевич: Ему сейчас нужно восстановиться. Где он будет восстанавливаться? Под присмотром, какой команды? Каких врачей? Здесь сложилась такая ситуация, что я не могу ответить на каком уровне будет играть Беседин.
Валерко: Сейчас выбирать не приходится. Игрока после травмы всегда берут с осторожностью, это не может быть клуб, который готов взять форварда как основную ставку на весь сезон. Кто знает, когда Артем восстановится и как долго будет набирать форму? Поэтому нужно не обращать внимание на место клуба, на название лиги. Годятся клубы-участники еврокубков – пусть из Азербайджана, пусть из Мальты, пусть из Болгарии.
Намного более важно, чтобы этот клуб одновременно имел желание прогрессировать и расти, хорошую медицину и восстановление, умного тренера и терпение. Беседин не сразу выйдет на свой лучший уровень, но у грамотного специалиста и клуба, готового инвестировать в его перезагрузку, в перспективе ближайших двух лет он может вернуться в повестку дня.
Приведу пример. Был такой травматичный форвард Андерлехта – Олег Ящук. Одаренный парень, но очень много пропускал. Лучшие годы он провел в скромном Серкль Брюгге, куда попал на 30-м году жизни. В Андерлехте он за десять лет провел 169 матчей (44 гола, 10 ассистов), а в Серкле за 5,5 лет вышел на аналогичные цифры (180 матчей, 46 голов, 37 ассистов). Почему? Потому что не было давления, как в гранде. Было время восстановиться, набрать форму, стать полезным. Даже сейчас в Серкле Брюгге Ящука и Серебренникова вспоминают как одних из лучших легионеров.
«Возвращался Шевченко, возвращался и Ребров»
– Как оцениваете возвращение Ярмоленко в Динамо?
Хацкевич: Очень большие ожидания от этого возвращения. Большие ожидания были и от Динамо в этом сезоне.
Конечно, какое-то определенное количество очков Ярмоленко принесет команде. Его опыт – это плюс. Но один футболист не играет. И Ярмоленко тоже надо будет помощь игроков на поле. Это командный вид спорта.
Поэтому не стоит ждать, что после прихода Ярмоленко команда сейчас сразу будет конкурентоспособна в Украине. Возвращался Шевченко, возвращался и Ребров. Пришел Ярмоленко. Значит, у него есть потенциал для усиления игры нынешнего Динамо (Киев).
Валерко: Отличный шаг для повышения интереса к команде, хороший пример для молодых игроков. Индивидуальный уровень Ярмоленко по-прежнему высок, в чемпионате Украины он может делать разницу. Но, конечно, в 33 года есть вопрос физических кондиций. В матчах национальной команды Андрей выглядел физически вымотанным. Посмотрим на разницу после сборов.
– Андрей мог найти более выгодное в финансовом плане предложение за границей, но приехал в Киев. В чем его мотивация?
Хацкевич: С его слов – это вернуть чемпионство в Динамо. И, я так понимаю, после завершения карьеры он остается в структуре Динамо.
Я думаю, что Андрей ‒ не бедный человек, и сегодня он выбрал для себя продолжение карьеры. Это его выбор и любой выбор нужно уважать.
Валерко: Ну, во-первых, есть желание завершить карьеру на мажорной ноте – это очень красивая история, это бОльшая соревновательность, по сравнению с азиатскими лигами. Это шанс быть на виду в национальной команде и терять меньше времени и сил на тяжелые перелеты посреди сезона. Но главное – это обещание Игоря Суркиса сразу после завершения выступлений предоставить Андрею возможность продолжить работу в клубе с высокого старта – позиции спортивного директора. Такое доверие предоставляется единицам.
Андрей Ярмоленко. Фото: Александр Осипов
– Не закроет ли Ярмоленко путь в первую команду для молодежи?
Хацкевич: Ушел Ярмоленко, стал играть Цыганков. Сейчас Витя перешел в Жирону и будет играть Андрей. Кому он может закрыть дорогу?
Цитаишвили? Луческу уже видел его два или три раза на предсезонных сборах. Если бы он был нужен тренеру, то он бы его ставил. Для Цитаишвили он точно не закроет дорогу, потому что нынешний главный тренер Динамо не видит этого футболиста в своей команде. А кто еще на этой позиции сыграет в Динамо?
Если составит Ярмоленко конкуренцию кто-то из молодых и посадит его на скамейку, тогда это плюс будет тому же молодому футболисту.
Валерко: Просто хочу напомнить, какой был подбор футболистов, когда сам Ярмоленко пробивался в основу Динамо. Его даже в роли флангового защитника отдельные умельцы пробовали. Конкуренция с высококлассным возрастным футболистом – это лучшее, что может случиться с действительно талантливым молодым игроком.
– Актуальная форма Ярмоленко поможет Динамо в УПЛ, а еврокубках?
Хацкевич: Давайте сначала попадем в еврокубки. Нужно еще пройти третий квалификационный раунд и плей-офф Лиги конференций, чтобы попасть в групповой этап.
Начнем чемпионат, а потом уже будем говорить о еврокубках и поможет или нет Ярмоленко. Я еще раз говорю, что футбол – это командный вид спорта. Ярмоленко один не сможет ничего сделать.
Валерко: Я искренне надеюсь, что к началу нового сезона Андрей не будет в своей нынешней форме. Межсезонье, сборы, должны зарядить его, как аккумулятор. Лишь бы не было травм, в остальном к началу-средине сентября это должен быть совершенно иной игрок, нежели тот, которого мы видели в июньских матчах сборной.
«Если клуб берет на себя обязательства, то должен их выполнять»
– Была информация, что Суркис решил сократить зарплаты в Динамо, а Буяльский отказался от такого развития событий и даже хочет уйти. Что думаете по этому поводу?
Хацкевич: Если клуб берет на себя обязательства перед футболистами и заключает с игроками контракт, то он должен выполнять эти соглашения.
Но если клуб берет на себя финансовые обязательства, а потом говорит, что, извините, мы не можем вам платить, то тогда отпустите футболистов.
Валерко: Одно можно сказать уверенно: изменения будут, они логичны в контексте провала прошлого сезона. Как именно они пройдут – это вопрос договоренности клуба и игроков. Пока что мы видим, что все инсайдеры «разлучили» Караваева и Динамо, а сейчас Александр работает с ними на сборах. Это – процесс. Переговоры, поиск компромисса, понимание общей ответственности за успехи и неудачи.
– Александр Николаевич, напоследок вопрос к вам: вы планируете вернуться к тренерской деятельности в ближайшее время?
Хацкевич: У меня есть свои вопросы, которые мне нужно решить. А так я всегда открыт и готов. Вот и все.