«С Малиновским ходили на дискотеки»: Вакуленко – о юности в Шахтере, Пюнике, Мудрике и мечте жить в Харькове
Защитник ереванского Пюника Сергей Вакуленко дал эксклюзивное интервью для Fanday и рассказал о целях его клуба, годах в Шахтере, о Малиновском и многом другом.
Сегодня мы пообщались с защитником Сергеем Вакуленко, который прошел все низы в системе донецкого Шахтера, но, как и многие другие украинские футболисты, не пробился в основной состав.
Сергей успел поиграть во множестве команд украинской Премьер-лиги (Ильичевец, Арсенал-Киев, Олимпик и Карпаты), но реализовать свою цель сыграть в еврокубках футболисту удалось только в Армении, где футболист счастлив, хоть и скучает по родному Харькову.
Журналист FanDay.net Евгений Чепур пообщался с игроком обороны ереванского Пюника Сергеем Вакуленко о его команде, ее целях, украинцах в Армении, войне с РФ, о Михаиле Мудрике, Руслане Малиновском и многом другом.
«Задача Пюника – стать чемпионом Армении и выйти из группы Лиги конференций»
– Сергей, зимой 2020-го года вы из Карпат на правах свободного агента переехали в Армению. Как вообще оказались в Арарате-Армения? Были ли другие предложения?
– Достаточно давно это было. Предлагали в Украине остаться. Клубы и из Первой лиги, и из Высшей. Но Вадим Шаблий нашел мне этот вариант и предложил. Команда тогда была чемпионом и участвовала в еврокубках. Я хотел себя попробовать и поэтому согласился.
– В прошлом сезоне Пюник, куда вы перешли, стал чемпионом Армении, а в этом розыгрыше идет только пятым. Какое задание на чемпионат у команды?
– Чемпионство. Просто погли еврокубки, где из всех армянских команд играет только Пюник. Нам очень тяжело было. Команду покинули одни футболисты, пришли новые игроки. Нужно было время сыграться, наладить взаимопонимание.
Сергей Вакуленко после матча Лиги конференций, фото: ФК Пюник
Плюс у нас каждый третий день игра. Это очень тяжело. Поэтому у нас основной состав играет в еврокубках, а те, у кого меньше практики – в чемпионате. Вот и не добрали свои очки, но думаю, мы это исправим.
– В группе Лиги конференций вы попали на Базель, Жальгирис и Слован. Какое задание стоит перед командой?
– Выйти из группы. Будем все делать от себя возможное, стараться, прикладывать усилия и показывать себя. Я верю, что у нас все получится.
«Перед переходом общался с Меликяном, а чем занимается владелец Пюника ‒ не знаю»
– Расскажите о владельце клуба Пюник.
– Артур Согомонян ‒ президент нашего клуба.
– Общались с ним перед переходом?
– Нет, с главным тренером Эгише Меликяном. Он мне позвонил, позвал, предложил условия, мы все обсудили и я согласился.
– Чем занимается Согомонян*?
– Не знаю, мне не интересно.
Прим.* Артур Согомонян - крупный российский бизнесмен, друг Армена Джигарханяна. Основной его бизнес связан с нефтехимической промышленностью. Он занимается производством поролона для матрасов, мебели и т.д. В 1992 году Согомонян создал компанию Фомлайн, которая в настоящее время является лидером по производству эластичного пенополиуретана в Восточной Европе. Артур Согомонян в бизнесе вместе с братом. Он и его брат - владельцы десяти заводов, большая часть которых находится в России, и более 20 компаний, входящих в одну группу.
«В Армении у меня зарплата выше, чем была в Украине»
– Вспомнили Эгише Меликяна. В Украине его помнят по выступлениям в донецком Металлурге и работе в камянской Стали. Также ассистентом у него работает украинец Роман Монарев. Расскажите про их работу.
– Они дополняют друг друга. Монарев ему очень помогает в тренировочном процессе. У них получился сплоченный тандем.
– В самой Армении, кроме вас, играет Братков, Гегедош, Хлебас…
– И Карасюк еще прибавился этим летом.
Дмитрий Хлебас в армянском Урарту, фото: ФК Урарту
– Почему украинские игроки едут в Армению? Уровень чемпионата вырос?
– Украинцы ‒ хорошие футболисты. Я и Братков это показали. Люди видят уровень и поэтому зовут футболистов из Украины. Плюс Меликян и Монарев хорошо знакомы с украинским футболом. Они знают наш уровень, а я считаю, что наш уровень выше, чем у армянских футболистов, и логичнее привезти футболиста из Украины. Также у Монарева и Меликяна украинский менталитет.
– Уровень чемпионата у нас выше, а футболисты, которые могли бы играть в УПЛ, уезжают в Армению.
– Где лучше играть, как вы думаете, в Минае или в Пюнике в еврокубках против Клужа, Црвены Звезды? Это большой опыт. Я сыграл здесь в Лиге чемпионов, это была моя мечта.
Не удалось загрузить видео.
В УПЛ это тяжело сделать. Нужно быть либо в Динамо, либо в Шахтере. А здесь за почти три года я сыграл пять матчей в Лиге чемпионов и пять матчей в Лиге Европы, а сейчас играю в группе Лиги конференций.
– Зарплаты у футболистов в Армении выше, чем у нас?
– У меня условия выше, чем были в Украине, когда я три года назад играл в Карпатах. И бонусы, и зарплата.
– За что получили в Пюнике самый большой бонус?
– За проходы в квалификации Лиги чемпионов, но цифры назвать не могу. Хорошие бонусы.
«Люди, которые поддерживают РФ, есть везде, но я с ними не общаюсь и у меня есть свою позиция»
– В сезоне 20/21 вы стали просто голеадором и в трех матчах забили два гола. Может, стоит сменить амплуа?
– Да нет, это стандартные положения. Так, когда 90 минут играешь, то моя позиция больше в защите или опорным полузащитником.
В атаке не смог бы себя показать, а вот подключаться на стандарты или исполнять их я могу. Где-то чувствую момент, где-то везет, есть опыт и мастерство, тренируешь постоянно.
Сергей Вакуленко (справа), фото: ФК Пюник
– Как в Армении относятся к войне в Украине?
– Те люди, с которыми я общаюсь, поддерживают нас. Иностранцы в команде и остальные спрашивают, как дела у меня в Украине, в родном городе (Харьков, – прим. Е.Ч.), как родители. Все поддерживают, предлагают помощь.
– Есть такие люди, кто выступает на стороне россии?
– Я с такими людьми не общаюсь. Думаю, что они есть везде, а не только в Армении. Но думаю, что таких меньшинство. Все понимаю, кто виноват и кто начал войну, за кем – правда, а за кем – ложь.
– Какую позицию в этом вопросе занимает россиянин Михаил Коваленко (также игрок Пюника, – прим. Е.Ч.)?
– На эту тему даже не общались. Я думаю, что все адекватные люди понимаю все. Он спрашивал, как у меня семья, как дома. Я ему рассказывал, и он понимает, сочувствует. Все умные люди, у кого есть мозги, то те все понимают. Кто зомби, тот не поймет никогда.
С ним я на эту тему не общался. Он знает, что жена и ребенок здесь, а родители и брат – в Украине, и спрашивал, как у них дела. А так напрямую я у него не спрашивал [об отношении к тому, что в россии именуют «спецоперацией»]. Доказывать и переубеждать я никого не буду. Он умный парень и по нему было видно, что он спрашивает с таким сочувствием, что он сожалеет, что все так происходит.
У меня есть своя позиция и мне все равно, кто и что там думает.
«В Карпатах обманывали и не платили зарплату»
– С какими эмоциями вспоминаете УПЛ?
– С позитивными только. Я прошел все низшие лиги и когда вспоминаешь, каким трудом тебе дался выход в Премьер-лигу, то понимаешь, какой путь прошел. Я, например, с 14 лет почти не живу дома. Возвращался только в отпуск, а потом опять уезжал. Хотелось бы вернуться и поиграть еще в УПЛ.
– Вы выступали во многих командах в Украине. Какая-то из них осталась должна вам зарплату?
– Нет, ни к кому никаких претензий. В Мариуполе и Шахтере все было четко в этом вопросе. В Олимпике тоже. В Арсенале мне даже наперед отдали. В Карпатах только были проблемы, и я из-за этого ушел.
Сергей Вакуленко в Карпатах, фото: ФК Карпаты
– В какой команде чувствовали себя лучше всего, и не хотелось никуда уходить?
– В ФК Мариуполь и в киевском Арсенале. Дубль Шахтера еще. Первая команда… Я ездил на сборы, игры и с Луческу, и с Фонсекой, но официально так и не сыграл. Где-то сам виноват, где-то шанс не дали, но это такое, это футбол.
Самый худший период был в Карпатах.
– Почему так?
– Не платили. Я из Харькова с семьей приехал во Львов. Зарплату и бонусы не платят, постоянно говорят, что «завтра». Я не привык к таким ситуациям. У меня всегда все четко было. Тут приходишь в Карпаты ‒ клуб с именем, база есть, город какой, и думаешь, что все хорошо будет, а тебе постоянно говорят, чтобы подождал.
Легионеры сразу отказывались даже тренироваться. Украинские футболисты упросили их, а потом и у наших терпение лопнуло.
Тяжело психологически и никакой мотивации не было. Четыре месяца сидишь и ждешь. Ну, скажите честно, что нет денег ‒ и все. А тебя обманывают, что завтра или послезавтра. Для меня это дико. В итоге договорились и они отдали половину того, что должны. Я к ним претензий не имею. Не хотелось судиться, я решил по-человечески расстаться.
– В свое время вы выступали за львовские Карпаты. Знакомы с владельцем клуба Петром Дыминским?
– Нет, он уже тогда, наверное, уехал за границу. Я его даже не видел никогда.
«Для меня Кривенцов – топ-тренер в Украине»
– Кто из тренеров, с которыми вам приходилось работать, самый преданный своей профессии? Профессионал до мозга костей, всегда только и думает про футбол, трудоголик и т.д.
– Наверное, Кривенцов (Валерий Сергеевич – главный тренер Металлиста 1925, – прим. Е.Ч.). Он для меня топ-тренер и топ-человек. Для меня он – тренер номер один в Украине.
Валерий Кривенцов, фото: ФК Металлист 1925
Вообще, у меня со всеми тренерами всегда складывались отношения. Могу за многих сказать, но первый для меня – это Кривенцов. Также Леонов, Санжар, Ковалец.
– Давайте с другой стороны зайдем. Кто из тренеров на протяжении вашей карьеры был самым эксцентричным, своевольным, тренер-самодур, так сказать?
– Таких не было. Может, не попадал в такие команды. Вот Шевчук. Он нормальный, но очень эмоциональный. Но, как специалист, то он хороший.
Кривенцов – топ. Санжар и Чижевский – спокойные и умные тренеры. Леонов тоже спокойный. Мне нравятся тренеры, которые играли сами. Они чувствуют футболистов и ощущают.
Не сложились отношения только с Бабичем и то, когда я в Арсенале играл, забил два гола Ворскле и помог этим пройти ФК Мариуполь в еврокубки, он звонил и благодарил. Они там боролись за место в шестерке и, если бы Арсенал проиграл, то они бы не попали.
«В Ильичевце дедовщины не было, но молодым могли напихать»
– В Ильичевце вы играли с Кожановым, Фоминым, Худжамовым. Сейчас поддерживаете общение?
– Нет, у нас разные возрастные категории. Я 93-го года, а они постарше ‒ 82-го, 86-го и 87-го. Они всегда вместе держались. Мне же тогда было 21-23 года.
– Дедовщина была?
– Нет, это не то время. Может старший напихать, подсказать и так далее. Но я всегда играл в основном составе и был одним из лучших, поэтому мне не было за что пихать. А кому-то могли где-то указать. Мне – никогда, были обычные рабочие отношения.
«Моя мечта – вернуться и жить в Харькове»
– Вы сами родом из Харькова. Ваши родители там остались?
– Да, ни в какую не хотят выезжать. Я читаю многих интервью, что взрослые люди, которые живут на одном месте, их тяжело вывезти. Я просил, но никак. Они говорят, что здесь их дом: «Мы здесь родились и как будет, так и будет».
Я их тоже понять могу. Для меня Харьков – это номер один. В каких я странах не был на сборах, на играх, но Харьков – лучший. Я мечтаю там жить и строить свою жизнь. У меня там квартира, свой уголок, свое гнездышко. Моя мечта – вернуться домой.
– Близкие и друзья в Харькове целы?
– Тьфу-тьфу-тьфу, да. Кто-то выехал, а кто-то остался, но все нормально. Дай Бог, чтобы так и дальше было.
«Йовичевича взяли в Шахтер, потому что умеет работать с молодыми талантами»
– Шахтер для вас ‒ не чужой клуб. Скажите, как смотрите на назначение главным тренером «горняков» Игора Йовичевича?
– Думаю, что он хороший специалист. Я его лично не знаю, но видел, что в Карпатах он результат давал и игра была. В Днепр-1 пришел и тоже результат дал.
Игор Йовичевич, фото: ФК Шахтер
Сейчас в Шахтер взяли. Думаю, что через Срну получилось. Он умеет работать с молодыми талантливыми игроками, поэтому его взяли. Это хороший выбор. Еврокубки доказывают.
– Бразильцы покинули Шахтер и пришлось возвращать тех футболистов, которые ранее сидели за спинами этих самых бразильцев.
– Да, бразильцы – это бразильцы, но у нас хорошие футболисты. Тем более, что привозили за сумасшедшие деньги. Но все равно украинцы очень талантливы. В Шахтере и Динамо молодежь всегда была на уровне.
Просто все эти бразильцы потом уходят еще за большие деньги, чем их покупали, и в топ-команды. А для наших футболистов появился шанс показать себя и сыграть в первой команде, в еврокубках. Хорошие у нас футболисты. И я, когда выпускался, Малиновский, Чурко, Болбат со мной были. Всегда есть несколько хороших ребят, но из-за иностранцев они не могли попасть. Было только несколько позиций, где реально заиграть, и то сложно.
Нашим пацан главное сыграться ‒ и они себя покажут. Молодые команды Динамо и Шахтера всегда, когда ездят заграницу, выигрывают у именитых команд. А потом все идет тяжело. Но сейчас появился шанс.
«У Мудрика очень-очень-очень большое будущее»
– Вы играли с множеством футболистов Шахтера. Кого можете выделить одного и, вспоминая те годы, точно сказать, что он добьется успеха?
– Выделю Малиновского. Мы с ним были в академии Шахтера, но его убрали после 11-го класса, не поверили. Не взяли ни в дубль, ни в Шахтер-3. Его никуда не взяли!
Он уехал и играл в Житомире на область или город. Потом через год попросился на просмотр и вот так вернулся. От него тогда никто не ожидал, что он будет на таком уровне. Были футболисты, которые считались топами, а потом они и одной игры в УПЛ не сыграли.
С Мудриком играл в киевском Арсенале. У него очень-очень-очень большое будущее. Он тренируется по пять часов в день, я сам видел. Все уехали домой, потемнело, а он еще на поле бегает или в зале. Плюс он талантливый, у него от природы футбольные качества такие, что не натренируешь даже. Эти качества позволят ему играть в Шахтере, а потом в любом европейском клубе.
Михаил Мудрик в Арсенале, фото: ФК Арсенал
Болбата убирали после академии, считали маленьким и щупленьким. Ушел, где-то поиграл и потом вернулся с Малиновским. Их взяли. Были в Шахтере-3, в дубле. Малиновский потом в Заре, Бельгии, Италии раскрылся. Болбат в Колосе хорошо играет, имел шанс в Жупилер-лиге.
– Кто не реализовал свой потенциал?
– Был один у нас, но вы его даже не знаете. Иван Луканюк, форвард. Говорили, что он будет играть с бразильцами в нападении. Забивал с левой, правой, обводил всех. За год по 50 мячей забивал в ДЮСШ. Попал в дубль, где более взрослый футбол стал, все окрепли и пропал.
«С Малиновским ходили на дискотеки»
– Нарушали режим в Шахтере?
– Бывали истории, когда по малолетству в Донецке на базе, сбегали к девченкам, на дискотеки. Потом на базу ночью возвращались и через окна залазили (смеется, – прим. Е.Ч.). Такое, думаю, что у всех было.
– С Малиновским?
– Это не один футболист был, со многими. С Малиновским мы на дискотеки ходили, да. Мы с ним хорошо дружили.
Руслан Малиновский, фото: ФК Аталанта
А так… Все обычные люди. Это у всех было, но, может, только у Миши Мудрика не было. Он вообще никуда не ходит, только в зал и на поле.
У нас веселый коллектив был, и выиграли игру там, а потом на дискотеку, потом на базу все вместе, а там ресепшен закрыт уже. Приходилось через окно лезть, чтобы попасть в комнату (смеется, – прим. Е.Ч.). Специально окна оставляли открытыми.
– Тренеры ловили?
– Бывало, что да. Это было, думаю, у всех, когда малые были и глупые. Сейчас вспоминаешь и думаешь, как такое могло быть?
Мы лезли, а не думали, что камеры ведь стоят. Тренеры потом спрашивали, нормально ли нам залазилось в два часа ночи. Они просматривали камеры и все видели (смеется, – прим. Е.Ч.).
Евгений ЧЕПУР специально для FanDay.net
Читайте также Легенда Динамо и Днепра Сергей Коновалов: «За абонемент на футбол мне устроили экскурсию на крейсер “Москва”»