«Обещанных премиальных за выход в Европу в Металлурге не выплатили»: звезда запорожского клуба Армен Акопян
Автор первого гола запорожского Металлурга в еврокубках Армен Акопян дал эксклюзивное интервью Fanday.net: дебют в Кубке УЕФА, переход в донецкий Металлург, а также деньги, тренировки в шесть утра и футбольная жесть.
Это сегодня появление во взрослой команде 15-17-летних юношей стало обычной практикой. А тогда, в середине девяностых, появление 16-летнего подростка в основном составе команды высшей лиги было практически сенсацией! Да еще и на ключевой позиции опорного полузащитника.
Но именно так сошлись звезды в карьере известного футболиста, теперь уже легендарного для запорожского Металлурга игрока Армена Акопяна, дебютировавшего в Высшей лиге Украины в сезоне 1996/97 годов. Сейчас Акопян рассказывает о классике запорожского футбола в эксклюзивном интервью Fanday.net.
Досье: Армен Антонович Акопян родился 15 января 1980 года в Запорожье. Первый тренер Александр Рудыка, затем тренировался у Николая Скрыльника и Равиля Шарипова (все – СДЮШОР Металлург). Окончил Запорожский госуниверситет.
В запорожском Металлурге полузащитник играл в 1996-2005, 2007-2009 годах: провел 191 официальный матч, забил 17 мячей. Впоследствии выступал за украинские клубы Металлург (Донецк), Кривбасс (Кривой Рог), ФК Полтава, МФК Николаев, Авангард (Краматорск), а также казахстанский Ордабасы (Шымкент).
Чемпион Украины среди юношей (1995 г.). Был капитаном юношеской сборной Украины, входил в состав молодежной сборной страны.
«Подошел Шарипов и спросил – зачем я бежал? А если бы умер?»
- Армен, ты помнишь, как школьником появился в первой команде?
- Такое не забывается. Металлург в сентябре проиграл дома Кировограду 0:1 и Равиль Шарипов, помогавший Александру Томаху, после игры сказал мне, Алексею Олейнику, Якову Крипаку, Сергею Ильченко, Андрею Каряке и Дмитрию Колодину завтра в шесть часов быть на тренировке первой команды. Я к тому времени учился в общеобразовательной школе и по ходатайству клуба мне оформили свободное посещение.
- Тренировка в шесть утра звучит как наказание…
- Сан Саныч часто практиковал такое после домашних поражений. Утренний кросс в сосновый лес для всех с ним во главе плюс дополнительно шесть серий челночного бега. В то утро я едва выдержал такие нагрузки. Самое интересное, что после тренировки подошел Шарипов и спросил – мол, зачем я бежал? А если бы умер? Реально было очень тяжело. Но я был счастлив! Моя мечта быть в команде Металлург сбылась!
- Финансовые условия устроили?
- Какие деньги? Я о них тогда не думал вообще! Шарипов через пару месяцев сказал – будешь получать 50 долларов. Это сейчас люди в первую очередь начинают разговор о деньгах. Мы в юности были другие.
- Ты уже не раз упомянул Шарипова, но ведь главным тренером был Томах…
- Равиль Минахметович занимался с молодежью и в целом отвечал за тренировочный процесс. Сан Саныч больше по психологической части, но все держал под контролем. Шарипов закрывал нас, молодых, на базе за три с половиной дня до игры и двухразовые занятия плюс зарядка для нас были обычным дело. Иногда включался Томах – он любил приезжать на базу рано утром и активно включался в процесс.
- Держали, как говорится, в ежовых рукавицах?
- Контроль был суровый. Помимо насыщенных интенсивных тренировок – постоянные разговоры, воспитание, в том числе и по бытовым вопросам, поведению. Таков стиль комплексной работы Томаха, и Шарипов, будучи еще игроком, хорошо его усвоил. Мы не жаловались, хотя было тяжеловато. Сейчас я понимаю, что такой подход был правильным и давал свои результаты.
- Помнишь свой первый матч в основе?
- Конечно, помню. На тот момент Сан Саныч заболел, Шарипова уже не было в команде и исполнявший обязанности главного тренера Леонид Семенович Ключик предупредил за день до матча, что планирует выпустить меня в основном составе. Волновался, наверное, только до того момента, когда коснулся мяча - мне было легко войти в командную игру.
«Я вообще ничего не мог понять. Ребята просто пропали!»
- Коллектив был хороший?
- В мою бытность в нашем Металлурге почти всегда был отличный коллектив. Хотя, конечно, на первых порах мне было где-то не по себе оказаться в одной команде с теми, чью игру до этого видел только по телевизору. Такие люди! Юрий Маркин, Евгений Яровенко, Игорь Фокин, Леонид Гайдаржи, Александр Бабий, Тарас Гребенюк, Игорь Лучкевич, Валентин Полтавец, Сергей Ключик прошли, что называется, огонь и воду!
- Дедовщиной не пахло?
- Нет, хотя на первых порах даже боялся зайти в столовую – не знал, как себя вести. Ждал, пока все покушают. Потом мне показали свободное место. В командном автобусе все было проще – молодежь занимала места на галерке. Если говорить об игровых аспектах – то, конечно, старшие ребята «пихали», но подсказывали по-доброму. Они видели – молодой старается, работает. Если не наглеешь – уважение к тебе в Металлурге было всегда. Хотя люди были разные и кое-кто из способных футболистов именно из-за особенностей характера и поведения в команде не задерживался. В игровом плане для меня все было просто: как говорил капитан команды Юрий Маркин – отобрал мяч и отдай ближнему, ничего не выдумывай. Я так и делал.
- Бытовало мнение, что тот Металлург конца девяностых мог добиться большего, если бы не уход со скандалом квартета Ильченко-Каряка-Крипак-Олейник в столичный ЦСКА-Борисфен…
- Однозначно – мы могли добиться большего. На тот момент я вообще ничего не мог понять. Ребята просто пропали! С Алексеем Олейником мы дружили с детства, и я где-то месяца полтора просто не знал где он и что с ним, не мог даже дозвониться. Потом он сам позвонил из Киева – мол, все в порядке, нам делают армию, уже дали хорошие подъемные – готовься, приеду в отпуск - обязательно погуляем.
- Помню, как-то в беседе не слишком разговорчивый Равиль Минахметович заметил, что мол, ему и внукам теперь хватит до конца жизни…
- Думаю, суммы были большие и, наверное, он не соврал. Уж очень крупный был тогда скандал. Нет сомнений - Шарипов, который знал и вел ребят с детства, выбил очень хорошие условия и себе, и парням. С тех пор их пути-дороги разошлись и с Металлургом, и с Томахом, и с Виктором Ивановичем Межейко, который отвечал за клуб перед заводом «Запорожсталь».
- Переход с Олейником таки отметили?
- Конечно! Тогда в Запорожье было всего два ночных клуба – «Орбита» в одноименном Дворце культуры и «Максимум» в кинотеатре имени Довженко. Мы чаще всего там отдыхали, но сразу скажу – режим не нарушали. Да могли себе позволить слабоалкогольные напитки, шампанское иногда. Но все – в пределах разумного. Нас, футболистов, уже в городе знали. Иногда заходили в гостиницу «Интурист» на второй этаж, где, помимо ресторана, был бар с бильярдным столом.
«Вернидубу фартило за карточным столом»
- К слову, говорили, что лучшим бильярдистом Металлурга тех времен был Андрей Демченко, верно?
- Иногда пересекались на втором этаже «Интуриста», знали друг друга, конечно, но особо не общались. В разновидность бильярда – снукер, Андрей действительно играет очень прилично. Когда он перешел в Металлург на базе неоднократно были серьезные баталии. Кажется, даже перетяжку бильярдного стола он как-то сам и оплатил.
- Бильярд - бильярдом, но, наверное, нет футбольной команды, где бы не играли в карты. Как с этим было в Металлурге?
- На высоком уровне! Иногда даже не ходили мыться на заезде после первой тренировки, а сразу шли к кому-то в номер играть в джокер. Многие играли очень прилично. Практиковали игру и в автобусе на дальние выезды – на задних сиденьях было удобно расположиться.
- Кто тут правил бал?
- Мастеров хватало. Юрий Маркин, Сергей Ключик, Олег Липский, которого, к сожалению, уже нет с нами. Застал и игру Юрия Николаевича Вернидуба, которому фартило за карточным столом!
- Вернемся к футболу. Та первая игра в основе с Карпатами чем запомнилась?
- На тот момент Мирон Богданович Маркевич собрал там очень сильный состав. Шаран, Мизин, Беньо, Чижевский и другие – команда была очень сильная и шла на третьем месте! Мы хорошо сыграли, и итоговая ничья для нас была равноценна победе.
- Через несколько лет тебе доведется работать под началом Маркевича, но прежде с Металлургом работал Александр Штелин, не слишком известный на тот момент. Чем он запомнился?
- Скрупулезным подходом. Сан Саныч долгое время работал в знаменитой комплексной научной группе Анатолия Зеленцова в киевском Динамо и, придя к нам, внедрял те же методы. Томах уделял большое внимание физической подготовке, беговым упражнениям, как и Лобановский. А Штелин много времени посвящал тактике: теория, установки на игру шли по 45 минут, часу. Большие листы ватмана со схемами – кто и куда должен бежать, где находиться. Если честно – надоедало. Но со временем понял – это важно и давало результат. Штелин очень культурный человек, мягче по характеру, чем Томах и всегда старался помочь нам. Это по-человечески подкупало. Мы старались добросовестно относиться к работе и выполнять задумки тренера. Когда его сняли - я лично очень жалел. Мы уже привыкли к его требованиям, пообтерлись. Мне было комфортно с ним работать.
«Коронная фраза Томаха: «Как вы можете на семью не забрать эти деньги?»
- Материальная сторона была на высоте?
- При Томахе зарплаты были небольшие, даже маленькие. А вот премиальные за победу стимулировали играть очень здорово. Я считаю, это правильно - мы переживали за результат. Одна, полторы, две тысячи долларов – солидные, серьезные суммы! Если игра была важная, то и четыре тысячи можно было получить! Сумасшедшая сумма. Помню коронную фразу Александра Александровича Томаха: «Как вы можете на семью не забрать эти деньги?»
- Премию выдавали сразу после игры?
- Нет, в течении месяца. Я еще застал то время, когда зарплату выдавали купонами, которые мы приносили домой в полиэтиленовых пакетах, а привозили их на базу в мешках…. Спасибо руководству клуба и заводу – нас не обижали, хоть и были задержки.
- Квартиру купил быстро?
- Уже после того, как команду взял под опеку Игорь Владимирович Дворецкий. Мы, кстати, долгое время и не знали, что у Металлурга поменялся спонсор. Сначала мы узнали, что после Штелина команду примет Маркевич.
Скажу честно - мне было страшновато. Все-таки это имя в футболе. Но постепенно втянулись, поняли требования. Все тренировки Мирон Богданович расписывал сам, а руководил упражнениями на поле Юрий Дячук-Ставицкий. Маркевич больше наблюдал, но при необходимости, конечно, вмешивался. Был очень профессиональный подход, я бы сказал всесторонний. В штаб Мирона Богдановича на тот момент также входили Александр Кулишевич и Константин Панчик.
Одно существенное изменения мы почувствовали сразу – премию, и довольно таки немаленькую, стали платить сразу после игры. Все что обещали – выплачивали, даже молодым, которых, до этого времени могли по деньгам и обидеть. Иногда даже сам Маркевич заносил премиальные в комнату. Это тоже добавляло авторитета тренеру в наших глазах.
- Размер определялся в контракте?
- Расписывал тренерский штаб, как и штрафы. Вышел в основе, победили – получи 100% премии. Попал в заявку и вышел на замену – 50%. Начали давать подъемные. Мне даже не обещали, но, видимо, видели мое отношение к делу и дали очень приличную по тем временам сумму. Я был в шоке! Даже не ожидал. Вот тогда-то я и купил квартиру, машину - у меня уже была семья, родился сын.
- Первый контракт был на какой период?
- На пять лет, с 1996 по 2001 год. Это было сложно назвать полноценным контрактом. Молодой был – подписал бумаги, даже не читая. А тут, после подъемных, наступил спад в игре. Дячук-Ставицкий очень сильно «наезжал». Сейчас уже понимаю – мне нужно было поступить по-другому, но молодой был, горячий… Маркевич тоже все видел, но отнесся мудрее, спокойнее. Постепенно все наладилось – в команде появились новые футболисты, мне удалось прибавить в мастерстве. Скажу, что лично мне, при любом тренере, всегда было в Металлурге комфортно. Это моя команда, мой город, я дома – что еще было нужно?
«В ворота Лидса забивал зряче»
- Вершиной того Металлурга стал выход в Кубок УЕФА. Это был заслуженный успех?
- Команда была сыгранной, мы ровно провели весь сезон, очень старались и заслуженно шли в верхней части турнирной таблицы. В последнем туре играли в Донецке с Металлургом. Опустим подробности вокруг этой игры, ведь ничья устраивала обе команды. Мы так и сыграли. Однако так получилось, что наш Металлург, Металлист и Днепр набрали одинаковое количество очков. Несмотря на то, что путевку в Кубок УЕФА в конце концов отдали нам – обещанные премиальные за выход в Европу нам не выплатили. Было обидно. Руководство клуба затеяло коренную перестройку в команде, пригласив большое количество легионеров не самого высокого уровня из Бразилии и балканских стран. Новый сезон не задался – команда застряла в аутсайдерах. Тем не менее, на европейский дебют настраивались очень серьезно.
- Ожидал, что забьешь первый, исторический гол Металлурга в еврокубках?
- Об этом не задумывался. Хотелось просто сыграть достойно и выиграть. Наш стадион был на реконструкции, играли в Днепропетровске, из-за ливня начало матча отложили на час и, насколько я знаю, даже рассматривался вариант переноса игры на следующий день. Мы вышли на поле в тот вечер и после комбинации с участием Дениса Смирнова и Александара Брданина мне удалось забить.
- Это была наигранная комбинация?
- Да, классический розыгрыш с передачей во фланг и прострелом под удар. Поле было мокрое, я видел где находится вратарь, и зряче постарался пробить низом. Получилось и мы повели в счете. Победили 3:0, но на ответную игру я не поехал. А уже по приезду стало известно, что руководить командой будет исполняющий обязанности главного тренера Олег Лутков.
- И играть в следующем раунде Кубка УЕФА предстояло с грозным на то время английским Лидс Юнайтед…
- Никогда не забуду переполненный стадион в Лидсе. Еще за полчаса до начала, когда мы вышли на разминку, трибуны были практически пустые. Но к стартовому свистку судьи свободных мест уже не было! А когда англичане еще и запели…. В такой атмосфере мы еще не играли. Было непривычно, но мы справились, сыграли ответственно и достойно.
Смирнов в аэропорту Лидса
- По итогам двух встреч Металлург едва не стал автором сенсации и был близок пройти Лидс?
- Не хватило опыта игр на таком уровне и мастерства. Присутствовали и еще несколько непонятных на тот момент эпизодов, как, например, замена Дениса Смирнова буквально после предматчевой разминки. Повторюсь – сейчас многое из того периода воспринимается совершенно по-другому. Но это часть истории, и мне посчастливилось принимать в этом участие.
«В донецкий Металлург из запорожского перешел, когда мне отказали в моих условиях нового контракта»
- Встречал в публикациях, что твой уход из Металлурга и особенно возвращение не были самыми удачными решениями. Верно?
- Так сложились обстоятельства. Решение о переходе в донецкий Металлург было принято после того, как мне отказали в моих условиях нового контракта. Видимо узнав об этом, руководитель донецкого клуба Вардан Михайлович Исраэлян вышел на меня, мы пообщались, я дал согласие на переход, получил подъемные. Все на солидном уровне.
И только после этого один из директоров запорожского Металлурга дал понять, что и в Запорожье согласны выполнить мои пожелания. Но было поздно.
Жалею ли? Нет, у меня от работы с Александром Севидовым и Варданом Исраэляном остались только положительные впечатления. Потом был Кривбасс Александра Косевича, возвращение в Запорожье и злополучная травма в игре с тем же Кривбассом. Игорь Дворецкий поступил солидно – клуб оплатил операцию в Израиле и реабилитационный период, но контракт продлевать не стали. Благодаря своему агенту, а когда-то товарищу по команде Сергею Ключику, я еще какое-то время поиграл в ФК Полтава, были короткие периоды в Ордабасы, Николаеве, Авангарде (Краматорск) и даже Намангане из Узбекистана, но все это было уже не то.
- Сложилось впечатление, что свой талант Армен Акопян не раскрыл по-настоящему. Согласен?
- Да, молодой был, горячий, больше было эмоциональных, чем продуманных решений. Плюс, конечно, травмы и вне футбольные события в личной жизни. Получилось так, как получилось.
- В Запорожье знают, что ты по-прежнему в футболе…
- Поигрываю с друзьями пару раз в неделю на любительском уровне настолько, насколько позволяет мое колено. Конечно, слежу за Премьер-лигой, чемпионатами ведущих футбольных стран, смотрел практически все матчи чемпионата мира. Надеюсь возобновить тренерскую работу.
- Нынешний Металлург также в поле зрения?
- Нет, эта команда и все, что связано с ней и вокруг нее, совершенно не вызывает интереса. Уже не первый год там всем заправляют люди, далекие от футбола и наших, запорожских футбольных традиций, как и в детско-юношеской школе. Очень жаль, что многие футболисты, тренеры, отдавшие лучшие годы «Металлургу» сегодня совершенно не востребованы.
Игорь Павленко, специально для Fanday.net
(фото из архива автора)
Читайте также Молодежка впервые пробьется на Олимпиаду, Мудрик и Довбик окажутся в топ-лигах – наши «хотелки» от 2023 годаКомментировать могут только зарегистрированные пользователи.