«Под моими окнами шли бои, жена чудом разминулась с ракетой»: ветеран Металлиста и Карпат тренирует харьковских детишек за границей
Тренер академии Металлиста 1925 Евгений Назаров в откровенном интервью для FanDay.net рассказал об ужасах войны в Харькове, эвакуации академии харьковского клуба в Германию, интересных методах работы обновленного Металлиста, а также о первых шагах в футболе Крыськива, Мацапуры и Судакова.
FanDay.net уже делал интервью с Евгением Назаровым как с первым тренером Крыськива, который сыграл также свою позитивную роль в карьере Мацапуры, Судакова и других игроков, которых сейчас мы считаем очень и очень перспективными.
Но судьба самого спортсмена Назарова тоже очень интересна. Будучи игроком, Евгений Назаров защищал цвета Металлиста, Зари, Карпат и Волыни, а став детским тренером, помогает харьковским детишкам сохранять себя в футболе и футбол в себе уже за границей.
Спортивные традиции семьи продолжила фигуристка Александра Назарова, которая на последней зимней Олимпиаде несла флаг нашей страны на церемонии открытия Игр. Евгений Назаров дал нашему сайту довольно жесткое эксклюзивное интервью, рассказав об уличных боях под окнами, эвакуации, немецких буднях харьковских ребят, которые уже обыгрывают сверстников из Аякса.
«Жена всего на 20 секунд разминулась с ракетой, которая прилетела в ОГА»
– Вы оставались в Харькове в самые сложные месяцы войны. Не было страшно?
– Поначалу. Через месяц уже не реагировали ни на сирены, ни на обстрелы. В обеих моих квартирах уже в первые дни вылетели все окна. 27 февраля прямо под моими окнами шли уличные бои, когда в город зашли первые ДРГ. А моя жена всего на 20 секунд разминулась с ракетой, которая прилетела в ОГА.
Во время взрыва она стояла на светофоре в одном квартале от облсовета. Говорит, что автоматически нажала на педаль газ и даже не поняла, как очутилась на работе.
– Ваша жена продолжала ездить на работу, несмотря на обстрелы?
– Она – медицинский работник, поэтому долгое время оставалась в Харькове. Настояла, чтобы я уехал, так как работы в городе для меня не было, а сама осталась. Ко мне в Германию она приехала только осенью.
«Международная федерация запретила дочери использовать в музыке Джамалы фрагмент речи Зеленского»
– Ваша дочь – Александра – фигуристка. В прошлом году вместе с олимпийским чемпионом Александром Абраменко она несла украинский флаг на открытии зимних Игр в Пекине. Вы смотрели церемонию?
– Смотрел, конечно. Испытывал чувство гордости.
– Она успела вернуться в Украину до начала полномасштабной войны?
– Да. Когда на нас напали, она со своим партнером Максимом Никитиным была в Харькове. Они собирались завершить карьеру как раз после Олимпиады, но после начала войны им позвонили из федерации и предложили представить Украину на мартовском чемпионате мира во французском Монпелье.
Александра Назарова и Максим Никитин на Олимпийских играх (2022). Фото: Google
Они на тот момент не тренировались три недели. Как туда добираться, тоже было непонятно. В итоге сели в машину и поехали. Сначала неделю добрались до Польши. Поселились у знакомых фигуристов, пару дней покатались на катке в Торуне.
Билеты до Монпелье им купили олимпийские чемпионы из Франции Габриэлла Пападикис и Гийом Сизерон, которые настояли на том, что Саша и Максим обязательно должны приехать и рассказать всему миру, что происходит в Украине.
В последний момент решили переделать программу. Веселые композиции заменили на песню Джамалы и на «Ой, у лузі червона калина». Аранжировщик из Канады буквально за одну ночь все переделал. Причем в один из треков он вставил 7-секундный фрагмент из речи Зеленского, который ISU использовать запретила.
«Детей собирали по всей области на бронированной инкассаторской машине»
– Евгений Николаевич, мы поговорили о ваших воспитанниках, ну а как ваши дела?
– Потихоньку. Вот уже девять месяцев я нахожусь в Германии, где продолжаю тренировать юных футболистов из академии Металлиста 1925. Дети приехали сюда в марте, а я присоединился к ним в мае. До этого они поддерживали форму без тренера.
– Вы столкнулись с какими-либо проблемами при выезде из Украины?
– Детей собирали по всему городу и области на бронированной инкассаторской машине. Из Харькова уезжали поездом, потом две недели сидели на западе Украины, так как у многих из них не было документов для выезда заграницу. А у меня инвалидность второй группы, поэтому никаких проблем с выездом не было.
Металлист 1925 U-14. Фото: Металлист 1925
– На харьковском стадионе «Арсенал» с лета возобновили тренировки дети из академии Металлиста 1925. Я так понимаю, это не ваша возрастная группа?
– Нет, это ребята 8-10 лет. Моя команда состоит из игроков 2009 года рождения, сейчас это U-14.
– Где вы базируетесь?
– Благодаря Андрею Неделину [исполнительный директор Металлиста 1925] и Юрию Данченко [футбольный агент], мы живем в большом доме под Кельном. Нас тут чуть больше 20 человек – 16 игроков и несколько взрослых. Живем по четыре-пять человек в комнате. Одна родительница готовит.
– Вы ограничиваетесь тренировками или удается организовывать контрольные игры?
– Мы тут с кем только уже не играли. Боруссия (Дортмунд), Кельн, Фортуна, Боруссия (Менхенгладбах), Шальке, Байер, Аякс, ПСВ… Мои воспитанники о таком раньше и мечтать не могли.
– И как выглядят ребята на фоне именитых соперников?
– Не поверите, но где-то 90% этих игр мы выиграли. Показали, что мы, оказывается, тоже что-то умеем и чего-то стоим.
«Когда Ярославский вернулся в Металлист, из академии Металлиста 1925 вместе с тренерами увели несколько возрастов»
– Будучи игроком Карпат, вы играли вместе с Йовичевичем и Беньо, которые сейчас работают в тренерском штабе Шахтера. Тогда в них можно было увидеть задатки тренеров?
– Нет, конечно. По Беньо вообще нельзя было сказать, что он будет тренером. У него вся семья – врачи, династия стоматологов. Он тоже окончил медицинский институт. Спокойный, интеллигентный парень. Теперь тренер.
Езерский, Чижевский, Сапуга, Тлумак, Толочко тоже тренируют взрослые команды. Из того состава Карпат с детьми, по-моему, только я работаю.
Евгений Назаров в Карпатах. Фото из личного архива Назарова
– Вас это устраивает или тоже есть желание поработать со взрослыми игроками?
– С 2007 года и до начала полномасштабной войны я работал со взрослыми, но это была аматорская команда – Энергетик (Солоницевка). Сначала сам выходил на поле, потом стал играющим тренером. Команда была неплохая, мы всегда боролись за высшие места.
– Детей вы начали тренировать параллельно?
– В 2009 году Олег Крамаренко и Владимир Линке позвали меня в Металлист. Там уже работал Мирон Маркевич, у которого я пять лет отыграл в Карпатах, и Евгений Красников. Они не были против моего назначения. И вообще у нас были семейные отношения.
– Давно общались с Маркевичем и Красниковым?
– Давно. У меня есть телефоны их обоих, но я как-то не могу позволить себе позвонить им без повода. Если есть какой-то вопрос – ради бога.
Когда Ярославский вернулся в Металлист, там решили перезапустить академию, и у нас вместе с тренерами увели несколько возрастов. Мне тоже предлагали, но я остался в Металлисте 1925, потому что чисто по-человечески я не мог поступить иначе, хоть сам и являюсь воспитанником Металлиста.
К слову, 99% моих воспитанников остались со мной, хотя их активно зазывали в клуб Ярославского. Я этим очень доволен. Ушли все пару человек.
– А с Йовичевичем общаетесь?
– Давно не общались. Как-то на базе Металлиста играл дубль Карпат, он приходил смотреть, и мы перекинулись парой слов. Потом мы виделись, когда он был тренером загребского Динамо и они играли с Шахтером в Юношеской лиге УЕФА. Больше не пересекались.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.