Руководитель Шерифа Важа Тархнишвили: «Вернидуб сразу сказал, что приехал в Молдову, чтобы сыграть в Лиге чемпионов»
Одним из творцов успеха тираспольского Шерифа последних лет является директор клуба Важа Тархнишвили. В 1999-м он уехал из родной Грузии в Молдову и с того времени пишет историю Шерифа. Сначала - как капитан и лидер команды, а сейчас - как руководитель. Невероятно энергичный, трудолюбивый и эмоциональный Тархнишвили контролирует в клубе все процессы и является любимцем тираспольских болельщиков.
Об этапе трансформации из футболиста в функционера, работе с Юрием Вернидубом, украинском следе в Шерифе и многом другом Важа Эдвардович рассказал в интервью FanDay.net.
«Я начинаю говорить, а Вернидуб продолжает мою идею»
- Шериф многих приятно удивил и шокировал. Как вы восприняли попадание команды в групповой этап Лиги чемпионов?
- Когда у тебя есть цель или мечта, и ты идешь к ней, а потом достигаешь - это большое счастье. Но я, например, дня три чувствовал опустошение внутри. Не понял, что мы сделали и как это сделали. Честно говоря, даже сейчас на все сто процентов не осознал, куда мы попали.
- Еще в бытность футболиста вы заявляли о том, что мечтаете сыграть на групповом этапе Лиги чемпионов.
- Конечно, ведь каждый футболист стремится к этому. К сожалению, не получилось, я играл только в Лиге Европы. Но, как для директора клуба, это тоже большое достижение. Получается, что я реабилитировался. Это еще приятнее и вообще очень классно.
- Проход загребского Динамо выглядел очень уверенно. Победа 3:0 в Тирасполе стала для вас неожиданностью?
- Наш путь в квалификации получился особенным - с каждой игрой мы прибавляли. Если вы смотрели поединок с Загребом, вы помните, что мы могли забивать и четвертый, и пятый. Тренерский штаб, футболисты, весь клуб совместно видели мечту. Вот она, совсем рядом. Мы выиграли не случайно, это закономерность.
Читайте также Шериф в своем графстве: клуб Вернидуба за шаг от группы Лиги чемпионов
- Когда впервые в клубе задумались о приглашении Юрия Вернидуба и кто первый назвал его фамилию в качестве потенциального главного тренера?
- С Николаевичем я был заочно знаком очень давно. Даже недавно на сборах пересекались, когда он солигорский Шахтер тренировал - были рядом, смотрели его игры. Знал, что Заря с ним добилась отличных результатов. Мой друг, агент Сергей Бусуйок первым произнес имя Вернидуба. Мол, можно организовать встречу, пообщаться. Я сразу ухватился за эту идею.
- Когда состоялся разговор?
- В декабре вместе сели, все обсудили. Наши идеи, наши мысли, наше виденье почти совпадают. Думаю, на 99 процентов. Кстати, вспоминаю наше знакомство. Говорю ему: «Николаевич, я дважды как футболист принимал участие в Лиге Европы. В 2017 году был там как руководитель. Ты с Зарей дважды в группе этого турнира выступал». А потом пошутил: «Эта Лига Европы уже достала. Давай замахнемся на Лигу чемпионов!»
- Вернидуб согласился?
- Сразу сказал, что приехал в Молдову, чтобы воплотить свою мечту и сыграть в Лиге чемпионов. Так и получилось.
Читайте также «Памятник Вернидубу»: руководитель пресс-службы Шерифа Примович рассказал, о чем пишут болельщики клуба в социальных сетях
- Как часто общаетесь с Юрием Николаевичем?
- Можем созвониться каждый час - иногда он звонит, иногда я. Это постоянный процесс. У нас особое взаимопонимание. Например, начинаем обсуждать какую-то тему. Я начинаю говорить, а он продолжает мою идею. При том, что я даже не договорил. Мне кажется, что мы одинаково думаем и чувствуем. Это очень приятно и хорошо для клуба.
«Слова Лобановского стали для меня девизом жизни»
- В прошлом сезоне Шериф забил больше 100 мячей чемпионате, побеждал соперников с двузначным счетом. Команде иногда не хватает качественного сопротивления во внутреннем первенстве?
- Каждая команда в мире тяжело переключается с еврокубков на чемпионат. Не думайте, что молдавское первенство очень легкое. Наши 100 голов ни о чем не говорят. Вы не представляете, как здесь тяжело добывается каждое очко. Соперники готовятся к Шерифу по-особенному. На 120 процентов настраиваются, это важно для них. У нас достаточно сложных игр и нам не так просто, как кажется.
- Мы с вами много раз откладывали интервью, поскольку у вас очень насыщенный график. Что входит в круг ваших обязанностей как директора Шерифа?
- Я должен владеть ситуацией касательно главной команды, Шерифа-2, Академии, спорткомплекса, где есть бассейн, теннисные корты, рестораны, рекламные агентства. Мы говорим только шесть минут, а ко мне в кабинет уже заходили люди, хотели какой-то вопрос решить.
Читайте также Украинский тренер Вернидуб впервые в истории вывел Шериф в групповой этап Лиги чемпионов
- Выходные у вас тоже заняты?
- Я не жалуюсь, мне нравится то, что я вынужден много работать. Получаю удовольствие от этого и футбола в общем.
- Ваш отец был школьным учителем и не имел отношения к спорту. Почему вы остановились на футболе?
- Моего отца уже нет пару лет с нами. Думаю, он наблюдает за мной сверху и очень счастлив. Папа мечтал о выходе Шерифа в Лигу чемпионов. Отец почти всю жизнь работал учителем истории и директором школы. Именно он привел меня на футбол в первый раз. Если я чего-то достиг в жизни, то только благодаря маме и папе.
- Вы как-то вспоминали о том, что в детстве болели за киевское Динамо. Почему не тбилисское Динамо?
- У меня есть книга Валерия Лобановского, где он говорит, что сначала нужно помечтать, а потом идти к этой мечте. Слова великого Лобановского стали для меня девизом жизни. Его киевское Динамо - это совершенство. Сейчас можно сидеть и много раз пересматривать их матчи. Самые напряженные поединки в Советском Союзе - это Динамо (Киев) против Динамо (Тбилиси).
Читайте также «Таким командам, как Шериф, нечего делать в ЛЧ»: легенда Ливерпуля не в восторге от успеха Вернидуба
- В 2010-м году вы сыграли против киевлян в Лиге Европы, а Шериф даже победил 2:0. Когда-то вы восхищались Андреем Шевченко, а тогда сошлись в очном противостоянии.
- Шевченко - это легенда. Приятно было встретиться с ним на поле. После той игры он подарил мне футболку. Андрей искренне удивлялся, что я в 39 лет еще играю. Он похвалил меня, было приятно.
Шериф - Динамо (Киев) - 2:0. Лига Европы
Не удалось загрузить видео.
«Аньямке всегда улыбался, а Окоронкво обогнал спринтера»
- За сборную Грузии вы сыграли только два поединка, в частности, один против Украины. Дело в футбольных причинах или имели место другие нюансы?
- Никаких неспортивных причин. Просто были ребята сильнее меня. Как можно было сравнивать меня и Каладзе? Каха - легенда грузинского футбола. И другие пацаны были достойны. Наверное, Боженька хотел, чтобы так получилось. Спасибо за то, что я одевал майку сборной, послушал гимн Грузии на стадионе Бориса Пайчадзе. Эти две игры - гордость для меня. Детям рассказываю, что я был вот там. Все нормально, по заслугам, никаких обид.
- На профессиональном уровне вы играли до 41. Насыщенная карьера вышла запоминающейся еще и потому, что она состояла из трех команд: 8 сезонов в родной Диле, пару месяцев в тбилисском Локомотиве и 14 сезонов в Шерифе. Вашу футбольную верность можно объяснить консервативностью характера?
- У меня сложилось так, что Бог троицу любит. Не знаю можно ли назвать меня консерватором. Я просто осел в Тирасполе, не хотел никуда уходить и здесь закончил карьеру.
Важа Тархнишвили в качестве игрока Шерифа, фото - ФК Шериф
- Ваш партнер Ион Тестемицану вспоминал, как вы могли покинуть Шериф в 2003 году после ухода Гаврила Балинта.
- Нет, я не планировал уходить. Мы тогда выиграли Кубок Содружества, многих ребят продали, к сожалению, Балинт уходил. Я никогда не думал, что уйду из Шерифа.
- Кажется, пресса отправляла вас в львовские Карпаты.
- Да, было такое. Тоже слышал об этом, но официальных писем не видел. Не вся информация доходит до футболистов. Мне сообщили об этом уже некоторое время спустя. Наверное, я не ушел бы.
- Зато из Тирасполя во Львов приехал Эдвард Аньямке. Тогда даже говорили об интересе Болоньи, но нигериец стал игроком Карпат.
- Эдвард - уникальный человек, который всегда улыбался. Я думал, что у него просто не бывает плохого настроения. Хороший парень и прекрасный футболист. Следил за ним во Львове - сначала у него вроде бы получалось, но потом что-то не сошлось. В Шерифе Аньямке оставил заметный след. Чемпионами стали, в том числе, благодаря ему. Качественный, быстрый нападающий и отличный человек.
- Еще один нигериец, уехавший из Шерифа в чемпионат Украины - Айзек Окоронкво. Как игралось с ним в защите?
- Очень комфортно. Айзек - фантастический футболист. Буквально одна история, которая многое объяснит. У нас на городском стадионе тренировался спортсмен, кажется, чемпион Молдовы по легкой атлетике. Их поставили на дорожку и Айзек этого спринтера обогнал! Когда он играл в России, приезжал ко мне, мы всегда отлично ладили. Айзек солидно выглядел в Шахтере. Как и Марьян Алиуце.
- Первый легионер «горняков» тоже пришел из Шерифа.
- Как я слышал, Алиуце - один из самых любимых футболистов Рината Ахметова. Невероятный исполнитель и хороший парень - рад, что знаком с ним.
«Кучук - мне и тренер, и отец»
- Недавно исполнилось 20 лет, как от нас ушел Сергей Перхун. Вы стали свидетелем переходного этапа его карьеры, как раз перед уходом в ЦСКА. Вы как-то сказали, что самое страшное для Сергея - подвести команду.
- Знаете, вы напомнили это и мурашки пробежали… Недавно мой друг Тамаз Пертия, который тренирует Валмиеру, прислал статью о Сереже. Вспоминали о нем в разговоре. Просто слов не хватает, чтобы описать, каким был Сережа. Невероятный профессионал. Бывало, мог напихать защитнику, а потом после игры обнимал в раздевалке: «Не обижайся, это я в игре, все эмоции». Очень тяжело вспоминать…
- Кроме Перхуна, историю Шерифа писали и другие украинцы: Андрей Нестерук и Сергей Кузнецов стабильно забивали, Олег Гуменюк начинал в Тирасполе карьеру и провел там 200 матчей. Кто вам запомнился больше всего?
- О, много у нас было украинцев! Андрей Порошин, Игорь Харьковщенко, Юра Букель, Саша Бокарев, братья Пархоменко. Каждый внес свою лепту, это мои друзья. Мне сложно выделить кого-то одного.
- Сейчас львовский Рух возглавляет белорус Леонид Кучук. Вы работали с ним длительное время и называли вторым отцом для футболистов.
- Леонид Станиславович очень много дал мне. Это касается не только футбольных знаний, но и жизненных. У нас даже дни рождения рядом, мы оба - Девы, характеры похожие. Он мне и тренер, и отец. После тренировок немало советовал. Даже на базе мог просто зайти в комнату и пообщаться. Не о футболе, о жизни. Как мама? Как папа? Как дети? Короче, Станиславович - это нечто особенное для меня. Всегда очень рад его слышать, недавно созванивались.
Читайте также Хождение по кругу. Почему Кучук снова оказался в Рухе?
- За его Рухом следите?
- Да, мы общались перед дерби со Львовом. Видел, что выиграли 1:0. Знаю, что у него там тоже хороший президент клуба и много делает для развития футбола. Слышал, что базу построили. Очень хочу приехать во Львов, посмотреть.
- Сейчас Леониду Станиславовичу в тренерском штабе помогает его сын Алексей. Вы, например, видели, как он становился лучшим бомбардиром чемпионата Молдовы. Отец относился к сыну немножко по-другому?
- У Кучука такое не проходит. Сын или брат - не важно. Кто не выполняет требования на 100 процентов, может уходить с поля. Мы не чувствовали вообще привилегированного отношения и разницы. Станиславович смотрел на всех одинаково.
- Олега Кононова вы помните еще как ассистента главного тренера Кучука. Понимали, что его ждет большое будущее?
- Георгиевич - особенный человек. Его специфика - тщательное объяснение футболистам игровых аспектов. Тихо, монотонно, но доступно. Кучук бы не взял слабого тренера в свой штаб. Кононов долго здесь не задержался. Ушел в Карпаты и доказал всем, что он сильный тренер.
Читайте также «Сподіваюся поїхати на стажування в Челсі». Українець працював у Панатінаїкосі, має свій штаб і вчиться на курсах Барселони
- Когда Кононов уехал из Шерифа в Карпаты, через пару лет пригласил бразильца Тьяго Альберто Констанцию. Считается, что это один из его самых больших трансферных провалов.
- Мы все удивились, почему у Тьяго не сложилось во Львове, он отличный футболист. Знаете, как бывает - мы же не все трансферы угадываем. Адаптация, новые условия. Сложно судить… Тьяго доказал, что был хорошим исполнителем и в Шерифе, и в Румынии. Неудача в Карпатах? Нужно владеть нюансами.
«Мы все не идеальны. Но Жерсон, наверное, чуть-чуть больше»
- Шериф вот уже много лет успешно прокачивает легионеров, а потом выгодно их продает. Вы уже как руководитель клуба продолжаете эту линию, приглашая иностранцев, которые дают результат и растут как футболисты.
- С понедельника по пятницу я занимаюсь разными вопросами из жизнедеятельности клуба. Работа, работа, работа. Зато в субботу и воскресенье, когда появляется время, я сижу и смотрю чемпионаты Колумбии и Перу. Смотрю все, что только можно. Когда у нас возникает проблемная позиция, стараюсь обратить внимание на определенного игрока. Понравился? Ищем связи и выходим на футболиста. Тем более, что у меня достаточно знакомых: бразильцев, колумбийцев, панамцев.
- Ключевой в этом вопросе - процесс адаптации. Как в Шерифе помогают новичкам освоиться в новой среде?
- У нас в клубе работают люди, которые отвечают за это. Например, у кого-то жена беременная. Или ребенку надо к врачу. Условно говоря, помощники берут машину и везут, куда нужно. То есть, в быту это максимальная поддержка. Адаптация на поле? У нас не так много времени. Насколько я слышал, в Шахтере, например, три-шесть месяцев вообще не трогают новичков. У нас такого запаса времени нет. Нужно быстро влиться в коллектив - кто-то выдерживает, кто-то - нет.
- Взять к примеру, Жерсона Родригеса, которого вы нашли во втором голландском дивизионе. Какая история его приглашения в Тирасполь?
- На тот момент Жерсон играл за Телстар. Не поверишь, но все произошло случайно. Я уехал в командировку в Хорватию. Это была пауза сборных. Кто-то из знакомых встретил меня, пошли покушать в ресторан. Включили матч Люксембург-Франция. Его выпустили на замену на 80-й минуте. Что он творил на поле! Чудеса! Говорю своему другу: «Хочу этого Родригеса».
- Как вышли на него?
- Мой друг сказал, что узнает о нем. Начали поиски и нашли во второй лиге в Нидерландах. Через знакомых вышли на него и забрали.
- Кажется, за 40 тысяч.
- Да, именно! Это смешная сумма. Потом все спрашивали, как я нашел его за такую цену.
- В Динамо Жерсон запомнился не только яркой игрой, но и тяжелым характером. Как вы с ним боролись?
- Мы все не идеальны. Но Родригес, наверное, чуть-чуть больше. Есть проблемы с дисциплиной, да. Но на тренировках не было ни одного дня, чтобы он не отдавался на 100 процентов. Иногда он мог проспать тренировку, опоздать… И штрафовали, и разговаривали. Но жестких нарушений не припомню. Может, Бог миловал. Что сейчас творит - не знаю.
Читайте также Видео инцидента: капитан Ингульца Ковалев схватил за дреды динамовца Родригеша, тот ударил его ногой
- Еще один «киевлянин», который оставил след в Шерифе – Горан Саблич. Только он в Тирасполь приехал в качестве главного тренера.
- Ты пойми - мы оба центральные защитники. У нас были идеальные отношения, Горан - свой человек. Он сейчас в Сараево тренирует. Дай Бог ему здоровья, чтоб у него все получилось. Саблич был хорошим футболистом, является хорошим тренером и всегда остается хорошим человеком.
- Каким вам запомнился румын Кристиан Тудор, который в 2012-м умер из-за проблем с алкоголем.
- Можно сказать, что в Тирасполе он идеальным был. Никаких проблем, все добросовестно. Когда уехал в Москву, там немножко началось. В Шерифе никаких проблем с дисциплиной не было.
- Еще один талант - Евгений Пацула, которого считали одной из главных надежд молдавского футбола. Вы сильно помогали ему в Шерифе, но Пацула прошел испытание тюрьмой.
- Понимаешь, когда ты «старик», а в коллектив приходит молодой пацан, его нужно похвалить, поругать, поддержать. Нормальные люди так делают. Я пытался помогать Пацуле. Он классный и талантливый футболист. Хотел, чтобы он не делал глупых ошибок. Раз он в тюрьму попал, значит я плохо провел с ним работу. Может, надо было чуть жестче с ним.
«Вернидуб сразу сказал: «Будет Шахтер, вот увидишь»
- Как часто у вас появляется возможность съездить на родину в Грузию?
- До пандемии традиционно дважды в год выбирался. Сейчас уже два года не ездил в Гори. Много организационных вопросов, пока поездки придется отложить. Если все сложится, может, в декабре съезжу в домой.
- Обе ваши родные страны славятся своим вином. Где оно лучше: в Грузии или Молдове?
- Я не фанат этого напитка. Но самое лучшее, которое пробовал - у моего отца. Он собирал своими руками виноград и делал вино. Незабываемый вкус.
- Совсем скоро в Тирасполь приедет Шахтер. Чего ожидаете от Лиги чемпионов и как вы восприняли жеребьевку?
- Это будет большой праздник - мы сделали подарок для Молдовы и ждем болельщиков со всей страны. Жеребьевку вместе смотрели с Вернидубом. Он сразу сказал: «Будет Шахтер, вот увидишь». Я ответил: «Значит я спокоен». Николаевич спросил: «Почему?» «Ты же знаешь Шахтер наизусть», - ответил я. Договорились, что о Шахтере подумает Вернидуб, а об остальных соперниках подумаем вместе (улыбается).
Читайте также Расписание матчей Шахтера в Лиге чемпионов: «горняки» начнут путь к трофею игрой с Шерифом на выезде
- В организационном плане готовы принимать «горняков»?
- Для нас это впервые - новый опыт. Работаем 24 часа в сутки. Перед нашим разговором к нам приезжали ребята из Шахтера. Посмотрели, где будут жить и тренироваться. Кажется, им все понравилось. Процесс идет, мы готовимся. 15 сентября преподнесем сюрприз болельщикам. Думаю, это будет большой праздник.