Шовковский временно заменит Луческу. Чего ожидать от СаШо в качестве тренера и может ли эта история растянуться надолго?

Артур Валерко
3470
0
Мирча Луческу и Александр Шовковский, фото: ФК Динамо

Главный итог «Класичного» образца 2023 года – это не сама по себе ничья в матче Динамо – Шахтер. Мирча Луческу объявил, что уходит на лечение. Александр Шовковский будет руководить киевлянами в ближайших матчах. Это новая эра или временная мера? Это начало нового большого тренера или эпизод в биографии бывшего великого футболиста?

Это очень особенная история. 77-летний наставник киевского Динамо уходит на операцию прямо в разгар сезона, его сменяет тренер-дебютант – рекордсмен клуба, для которого это самая первая (относительно) сольная работа в новой должности. Предстоит тяжелейшая работа – потому что от медальной зоны четыре очка при двух матчах в запасе у конкурента, от второго места - пять очков, а уж считать отставание от лидера совсем больно. Главный конкурент – он без пяти минут чемпион. 

Если бы мы с вами писали сценарий к голливудскому фильму, я бы написал красивую спортивную драму с яркими испытаниями и хэппи-эндом (обращайтесь). Но сейчас, в статье на FanDay.net, я буду предельно откровенен – это самое сложное испытание в спортивной жизни Александра Шовковского. Если вы в курсе его послужного списка, вы проникнетесь пониманием того, про что я говорю. 

Луческу уходит на лечение. Но проблемы Динамо никуда не деваются

«Я устал, я ухожу», ‒ сказал после «Класичного» Мирча Луческу. И добавил: «На больничный». Врачи-специалисты уверяют, что с такой болезнью (цитируем – коксартроз) сроки восстановления зависят от стольких нюансов, что их даже излишне прогнозировать. Операция по поводу коксартроза - это довольно серьезное вмешательство. Только в стационаре после нее лежать от недели до двух. Затем несколько недель восстанавливать движимость конечностей. Потом три месяца привыкать к новому режиму ходьбы, сидения, стояния – словом, дело серьезное, и мы даже не возьмемся приблизительно прикинуть, успеет ли Луческу вернуться к окончанию сезона или даже в телефонном режиме не станет управлять командой.

Мирча Луческу, фото: ФК Динамо

Александр Шовковский остался старшим на корабле. Он – не 16-летний капитан, но и не тренер с опытом кризисных ситуаций. Он – не новичок в клубе, воочию наблюдал тренировочный процесс, сборы и беседы в раздевалке. Но еще никогда голос Александра Владимировича не звучал перед всей командой в тишине. Отныне Шовковский за всё в ответе, с него спросят и за игру, и за результат. Команда в кризисе, но поблажек не будет. Впрочем, ровно так же, как было и в те времена, когда поджарый брюнет выходил в нарядной форме защищать «бессарабские ворота». 

Раз уж Шовковский начинает ответственную тренерскую работу в родном клубе, ему не надо объяснять, с чем он столкнется. Он видел Динамо с Цыганковым и Забарным и без оных, с Гармашом в нападении и с попытками адаптировать Рамиреса, Кулача и прочих «как бы бомбардиров». Сейчас нам знакомо все кадровое изобилие Динамо – и со стороны кажется, что в нынешнем сезоне уже ничего не изменить. Но если мы считаем, что понимаем всё об этой команде – и пребываем в пессимизме, то нет причин считать Шовковского менее информированным. Если он взялся за это дело, значит, надеется, что знает, где расположена кнопка reset/reboot. 

Извольте. 

За Динамо он сыграл 919 матчей. 920-й будет очень, очень особенным

Да будет известно юным читателям, Александр Шовковский – носитель самых разнообразных рекордов Динамо. Один из них – вероятно, самый почетный: это самый титулованный игрок, отыгравший в составе киевлян больше всего матчей в истории. 

За Динамо он сыграл 919 матчей. Однако их можно сложить в папочку и оставить в раздевалке. На тренерской скамье всё будет совсем иначе. 920-й матч Александра Владимировича в Динамо – у кромки поля – будет очень, очень особенным.

Александр Шовковский, фото: ФК Динамо

Давайте говорить начистоту: мы ничего не знаем о Шовковском-тренере. Он крайне редко давал интервью за последние годы, он еще не работал сольно, в конце концов, он не ходил по эфирам, чтобы хоть немного приоткрыть свое тренерское кредо, свои предпочтения в футболе. 

О Шовковском мы знаем, что он написал книжку, занимался экзотическими бизнесами (от ювелирки до частного тира), любит кота и мотоциклы. Но какую схему предпочитает тренер А.В.Шовковский, будет ли он строить тактику по имеющимся игрокам или игроков жестко вписывать в свои излюбленные построения, наконец, это будет тренер-прагматик или тренер-романтик? 

Вот Руслан Ротань, например, учит ФК Александрия играть в футбол – короткий пасик, выход из обороны в атаку через низ, а не длину, предпочтение розыгрышу перед упрощением. Как итог, он скоро побьет рекорд УПЛ по ничьим. 

А вот Мирча Луческу в раннем периоде в киевском Динамо наступил на горло собственной песне и отошел от того, что строил годами в прежних клубах. И добился успеха в противостоянии с Шахтером, который он сам же и формировал. 

Игор Йовичевич и Мирча Луческу, фото: ФК Шахтер

У Шовковского будет мало времени, чтобы что-то изменить, однако же очень многое в нынешнем Динамо нуждается в изменении. Многие футболисты сейчас взглянут на себя со стороны, потому что заинтересованный и понимающий наблюдатель все это время смотрел на них и делал выводы, которые не обязательно совпадут с тем, что о них думал Луческу…

У него не так много возможностей удивить. Поэтому всё, кроме окончательного провала, будет удивлением

Динамо впервые со времен Блохина имеет шансы пролететь мимо медалей. Но если вы посмотрите, какие люди играли в УПЛ тогда, и что осталось в нашем чемпионате сейчас, вы поймете всю глубину кризиса в отечественном футболе. Александр Шовковский, вне сомнения, надеется побороться за медали – и в идеале за второе место. 

Календарь у него будет аховый - лишь два матча из восьми дома, в череде выездов - теоретически тяжелейшие матчи в Кривом Роге, Александрии и Полтаве. При этом у Динамо огромное количество серьезных проблем. Первая – это обилие травматизма. Шапаренко только-только возвращается к работе после реабилитации, от Бущана ждем подобных новостей. Но не факт, что оба до конца сезона выйдут на форму, полагающуюся громкости их имен. Точно так же в затяжном восстановлении Супряга. Вылетели Попов, Караваев и – последние сведения – Лонвейк. Когда эта бригада соберется в более-менее оптимальном составе, совершенно непонятно.

Моральный дух команды ужасен. Динамо натерялось очков там, где их не теряют даже середняки. Даже выпадание из тройки лидеров команду не встряхнуло – она начала сезон с 0:3 от Днепра-1 и продолжает получать болезненные оплеухи. Продали Цыганкова и Забарного, отправили за границу Вербича и Кендзеру, есть многие, кто хотел бы тоже уйти – но у них не получается играть даже здесь. И как настроить их мысли на то, что, чтобы уехать, надо что-то показать на прежнем рабочем месте? Будет ли успешен в этом общении Шовковский, да и найдет ли время, чтобы делать это прямо сейчас?

Александр Шовковский, фото: ФК Динамо

Наконец, сразу несколько игроков команды – в окончании их контрактов. Как требовать хорошей игры от тех, кто почти уверен, что не дождется предложения о пролонгации? А ведь речь идет о некоторых игроках, которые волею судеб оказались почти безальтернативными на своих позициях…

Тяжела судьба «вр. и.о.» ‒ не он набирал команду, не он проигрывал основные матчи сезона, но до конца чемпионата ему надо сделать все возможное, чтобы не остаться виновным во всех тех неприятностях, которые привели в итоге к его появлению на посту исполняющего обязанности главного тренера. 

Мы понятия не имеем, какой тренер из Шовковского. Надеемся, он сам это понимает

Здесь есть несколько поведенческих сценариев. 

Человек может выполнить с чувством собственного достоинства эту непростую работу и, с облегчением вздохнув, передать бразды правления возвратившемуся шефу.

Он может развить бурную деятельность и изменить настолько многое, что вернувшийся босс не найдет даже свое любимое кресло. 

Наконец, этот человек может просто сосредоточиться на результате – не думая ни о прошлом, ни о будущем. 

Каждый выбирает свой путь сам. 

Александр Шовковский, фото: ФК Динамо

Для нас много сюрпризов в том, каким окажется тренер Александр Шовковский. 

Впервые мы посмотрим, что Шовковский выставит на поле и как будет реагировать на происходящие события. 

Впервые мы почувствуем у кромки поля азартность и соревновательность человека, который раньше был вратарем. У них ведь даже тренеры свои собственные, упражнения свои, ракурс осмотра поля особенный – а тут надо будет успевать анализировать игру с мячом, без мяча, передвижение своих и чужих игроков, чувство каждого из 11 организмов, которые устают, ошибаются, нервничают. 

Впервые мы услышим его не у Кати Осадчей или Дмитрия Гордона, а на пресс-конференции, где по горячим следам нужно будет объяснить свои задумки, решения и итоговый результат. Для умного человека даже несколько ответов скажут многое. 

Мы понятия не имеем, какой тренер из Шовковского. Надеемся, он сам это понимает. Турнирное положение и глубина игрового кризиса Динамо не подразумевают ничего, кроме стрессовой ситуации. Но кто выплывает в такой пучине – того ждут большие дела.