Футбольный профессор и друг Лобановского, избежавший смерти в авиакатастрофе благодаря случаю: ко дню рождения Олега Базилевича
Сегодня одному из главных новаторов и революционеров тренерского цеха Олегу Петровичу Базилевичу могло исполниться 85 лет. Он мог уйти из жизни еще в 1979 году, но вместо этого прожил еще 39 лет и не устоял лишь перед болезнью Паркинсона.
Нынешнее поколение футбольных болельщиков отлично знает, кто такой Валерий Лобановский, но почему-то почти не слышало об Олеге Базилевиче, вклад которого в создание легендарной команды Динамо 70-х не меньший, а в чем-то даже больший.
FanDay.net вспоминает историю яркого футболиста и уникального тренера, которому сегодня могло исполниться 85 лет.
Сын интеллигентов, который в 16 лет зарабатывал почти как инженер
Олег Петрович Базилевич родился 6 июля 1938 года в Киеве. Отец – инженер, одно время занимавший должность заместителя министра коммунального хозяйства УССР. Мать – научный работник, преподавательница Киевского университета имени Шевченко.
Дети из таких интеллигентных семей, как правило, далеки от спорта и, повзрослев, посвящают себя науке. Еще в детстве Олег прочитал огромную домашнюю библиотеку, освоил гончарное дело и живопись. По всем законам жанра Базилевич должен был стать профессором, но никак не футболистом.
Однако страсть к игре миллионов и сумасшедший интеллект позволили ему объединить то, что объединить, казалось, невозможно. Базилевич стал профессором в футболе.
«Мы, послевоенные мальчишки, тратили на футбол столько времени, сколько могли себе позволить – и ни минутой меньше, – писал в мемуарах Олег Петрович. – Сначала играли в Ботаническом саду, позднее – на «Парагвае», возле стадиона «Динамо», где сейчас теннисные корты».
Гонявшего мяч во дворах Базилевича первыми приметили тренеры «Строителя». Оттуда в 1954 году он перебрался в Футбольную школу молодежи, которая была чрезвычайно популярна после войны и открыла для большого футбола немало талантов – Бибу, Лобановского, Ануфриенко, Крощенко, Трояновского...
Стоит отдать должное родителям Базилевича, которые видели его ученым, но не противились увлечению сына, хотя и не переставали удивляться, как можно получать деньги за то, что играешь в футбол.
Стипендия Базилевича в ФШМ составляла 800 рублей, в то время как его отец-инженер зарабатывал 1 200 «деревянных». Параллельно его привлекали к играм дублирующего состава Динамо, а в конце 1957-го он дебютировал в чемпионате СССР.
На 62-й минуте выездной игры с московским Спартаком 19-летний Базилевич заменил травмированного Виктора Фомина.
Тандем с Лобановским: на поле и на тренерском мостике
Игра Динамо в те годы не отличалась стабильностью. Команда не принимала участия в борьбе за медали.
Все изменилось с приходом на тренерский мостик москвича Вячеслава Соловьева, который решил кардинальным образом омолодить состав. В 1960 году Базилевич, Лобановский, Биба, Каневский и Серебряников стали незаменимыми игроками основы.
Год спустя Динамо стало первым клубом, прервавшим гегемонию московских команд. В чемпионском сезоне правый крайний Базилевич забил девять голов в 26 матчах.
Виктор Маслов, возглавивший Динамо после Соловьева, не оценил «бразильских» замашек Базилевича и Лобановского, требуя от своих подопечных большей универсализации. Удивительно, но то, из-за чего Олег Петрович и Валерий Васильевич покинули родной клуб, в итоге сделает их мэтрами тренерского цеха.
«Маслов морщился, когда мы с Базилевичем, получая мячи на флангах, демонстрировали технику на месте, – вспоминал Лобановский. – Он требовал от игроков расширения диапазона действий, постоянного создания численного большинства во всех фазах игры.
Маслов боролся всеми методами против передержки мяча, красивостей ради красивостей, громко проклинал тех, кто ждал пас, стоя на месте».
Поиграв вместе за Черноморец и Шахтер, 30-летний Базилевич и 29-летний Лобановский дружно повесили бутсы на гвоздь. К слову, в 1967 году «горняки» сенсационно обыграли Динамо (2:1), а оба гола в составе победителей забил Олег.
Оба сразу же взялись за тренерское ремесло. Лобановский поехал лепить невероятную команду в Днепропетровске, а Базилевич возглавил черниговскую Десну. Принял ее по ходу сезону и помог избежать вылета, а вскоре сколотил коллектив, который должен был повыситься в классе, если бы сверху не пришла разнарядка о расформировании команды.
После этого Олег Петрович отправился на Донбасс. Сначала работал с Шахтером из Кадиевки, а затем возглавил одноименный клуб из Донецка. Под его руководством «горняки» вышли в Высшую лигу и в первом же сезоне финишировали шестыми.
В 1973-м глава компартии УССР Щербицкий предложил Лобановскому возглавить Динамо. Валерий Васильевич не забыл о своем давнем друге, которого тут же позвал в родной клуб. Официально Базилевич числился начальником команды. На деле же он обладал теми же полномочиями, что и старший тренер.
Именно Базилевич инициировал появление в Динамо ученой группы, отвечавшей за физическую подготовку футболистов – нормальное явление для современного футбола и нечто неслыханное для футбола начала 70-х.
За разработку программы физический подготовки отвечал профессор Зеленцов, с которым Олег Петрович начал сотрудничать еще в Шахтере.
Новый подход тренерского тандема оправдал себя с головой. В 1974 году Динамо стало чемпионом, а год спустя выиграло не только чемпионат СССР, но и Кубок кубков и Суперкубок УЕФА. При этом киевляне обыграли Баварию, состав которой состоял из действующих чемпионов мира и Европы.
Расставание с Динамо и трагедия Пахтакора
Восхищенные успехами киевских тренеров руководители союзного футбола назначили Лобановского и Базилевича рулевыми сборной СССР. Однако вылет в четвертьфинале чемпионате Европы и третье место на Олимпиаде в Монреале были расценены как провал.
Конфликты в сборной и клубе, подогреваемые анонимными заявлениями игроков о нечеловеческих нагрузках, вынудили руководство Динамо реагировать. При этом отказываться от выбранного пути не спешили. Поэтому было принято соломоново решение. В жертву решили принести Базилевича.
Лобановский продолжил работу без своего главного единомышленника, а Олег Петрович после творческого отпуска, длившегося год, возглавил минское Динамо.
После двух лет в Беларуси опытный специалист подался в Среднюю Азию. Его работа в Узбекистане запомнилась не столько спортивными результатами, сколько ужасной трагедией.
- Читайте также: Поющий голкипер и первый тренер вратарей на постсоветском пространстве: легенде киевского Динамо Михаилу Михайлову – 64
В 1979 году весь состав ташкентского Пахтакора, отправившийся на выездную игру с минским Динамо, погиб в авиакатастрофе над Днепродзержинском в результате столкновения с другим пассажирским самолетом. Базилевич выжил благодаря случаю. На игру в Минске он решил лететь через Сочи, где отдыхала его семья.
«Мы смотрели финал Кубка СССР с участием двух Динамо: тбилисского и московского, – вспоминает сын тренера Олег Олегович Базилевич, который сейчас командует мотострелковым взводом на фронте. – Вдруг прибегает горничная и говорит: «Вам звонят из Узбекистана». Мы сразу поняли, что здесь что-то не то.
Когда отец вернулся минут через десять, я его просто не узнал – такое впечатление, что он через мгновение постарел на несколько десятков лет. Зашел и говорит: «Команда погибла».
Окончание тренерской карьеры и болезнь Паркинсона
После Пахтакора Базилевич работал с московским ЦСКА, луганской Зарей, донецким Шахтером, софийской Славией, олимпийскими сборными Болгарии и Кувейта.
С января 1993 года до сентября 1994-го Олег Петрович возглавлял национальную сборную Украины. За это время она провела 10 товарищеских матчей и один официальный поединок – четыре победы, три ничьи и четыре поражения (13:14).
К слову, именно при Базилевиче в составе сине-желтой дружины дебютировал ее нынешний рулевой. В перерыве выездного спарринга с командой США (2:1) Сергей Ребров заменил Тимерлана Гусейнова.
В последние четыре годы жизни Базилевич боролся с болезнью Паркинсона. Днем 16 октября 2018 года 80-летний тренер у себя дома под Киевом сделал свой последний вдох.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.