Вспоминаем последний матч Зари в Луганске: игра против Закарпатья с голом Малиновского глазами Каменюки

Аватар Андрей Пискун
Андрей Пискун
Просмотров 3207
Комментариев 0
Вспоминаем последний матч Зари в Луганске: игра против Закарпатья с голом Малиновского глазами Каменюки
Заря-Говерла, фото: Google

Многолетний капитан Зари Никита Каменюка эксклюзивно для FanDay.net поделился воспоминаниями о тревожной весне в Луганске 2014 года. В апреле того года «мужики» провели последний матч в данный момент на «Авангарде».

Сегодня Заря принимает Шахтер. Матч состоится в столице – на стадионе «Динамо» имени Лобановского. Мы представляем, каким бы был ажиотаж в Луганске, если бы такая встреча с такими местами для двух команд в дерби проходила на «Авангарде». Но сейчас Заря вынуждена играть не в родном городе.

После сепаратистского восстания на Донбассе, которое началось в начале весны 2014 года сразу после аннексии Крыма, проведение чемпионата Украины было под вопросом, но футбол в нашей стране удалось сохранить.

Даже тогда, в тяжелое время и под звуки выстрелов, УПЛ проводилась. 27 апреля 2014 года Заря провела свой последний матч в данный момент на «Авангарде». В соперниках «мужиков» было ужгородское Закарпатье. Единственный гол в игре забил будущая звезда украинского футбола – Руслан Малиновский.

Заря (Луганск) – Говерла (Ужгород) – 1:0

Гол: Малиновский (84).

Заря: Н.Шевченко, Каменюка©, Шунич (Малиновский, 46), В.Вернидуб, Ярмаш (Будковский, 69), Грицай, Белый, Любенович (Петряк, 53), Данило, Хомченовский, Боли. Запасные: Сантини, Игнатевич, Липартия, Малышев. Тренер: Вернидуб Юрий.

Говерла: Бабенко, Люлька, Дандя, Акакпо (Вечурко, 89), Фернандо, Балафас, Кочиш©, Ле Таллек (Райчевич, 82), Никулае, Трухин, Степанюк (Фещук, 90). Запасные: Надь, Буяльский, Лисицкий, Висенте. Тренер: Грозный Вячеслав.

Предупреждены: В.Вернидуб (47), Грицай (59), Боли (89), Будковский (90+2) – Акакпо (6), Балафас (88), Фещук (90+1).

27.04.2014. 17:00. Луганск. Стадион «Авангард». 6 250 зрителей. +20°C.

Арбитр: Анатолий Абдула (Харьков). Ассистенты арбитра: Андрей Шамека (Мариуполь), Андрей Еремеев (Николаев).

Дополнительные ассистенты арбитра: Сергей Бойко (Иванков, Киевская обл.), Игорь Пасхал (Херсон). Резервный арбитр: Евгений Петраков (Киев). Делегат ФФУ: Виктор Бессмертный (Кировоград). Инспектор ФФУ: Сергей Цымбал (Сумы).

Редактор FanDay.net поговорил с Никитой Каменюкой о том времени и конкретно о матче Заря – Закарпатье.

«Когда видишь человека с автоматом в еще недавно мирном городе, то становится не по себе»

– Никита, вспомните, как в Луганске начинались сепаратистские волнения?

– Как и в почти каждом регионе Украины в то время. Часть людей выходила на пророссийские митинги, другая – на проукраинские. Мы с командой это ощутили, когда в Луганске начали появляться блокпосты. Нашу команду останавливали и проверяли вооруженные люди с автоматами. 

– Как к вам относились на блокпостах?

– В основном, узнавали. Заходил человек с автоматом, видел, что едет футбольная команда, и пропускал дальше. Тогда на блокпостах останавливали все автобусы и машины. Помню, когда мы летели на матч с Шахтером, в аэропорту нас тоже проверяли. Это была последняя игра, когда Заря добиралась на матч из Луганска самолетом.

– Вам было страшно в то время? Как футболисты воспринимали ситуацию?

– Конечно, было волнительно. Когда видишь человека с автоматом в еще недавно мирном городе, то становится не по себе. 

– Какой момент был самый страшный для вас?

– Много таких. Помню, в конце сезона, когда команда уже разъехалась, в центре Луганска пролетел самолет и выстрелил в здание администрации, погибло много людей на площади. Когда это видишь, то становится жутко.

Никита Каменюка, фото: ФК Заря

Страшно, когда родной город находится под обстрелом, а родные сидят в подвале под звуки «градов». 

Самый страшный для меня момент был, когда мы играли на выезде в Лиге Европы, и я не мог дозвониться до своих близких, чтобы узнать, все ли с ними в порядке и что вообще происходит в городе. 

Связь тогда была очень нестабильная.

– Вы слышали взрывы и выстрелы в городе? Тогда, помню, сгорело здание СБУ в Луганске.

– Я часто слышал выстрелы и даже пролетающие военные самолеты. Воспоминания об этом четко сохранились в моей памяти.

 «Не хочу даже называть этот матч «последним», хочу, чтобы Заря вернулась поскорей домой и радовала болельщиков в Луганске»

– В Заре тогда играло много легионеров. Как иностранцы воспринимали ситуацию?

– Легионеры постоянно у нас спрашивали: что происходит? Все переживали. Мы старались их подбодрить какими-то словами, но думаю, успокоить их не получилось. Они жили в центре Луганска и каждый день видели на улице волнения. Я жил на окраине, в спальном районе, там было поспокойней.

– Что вам говорило руководство клуба?

– Особо разговоров на эту тему с руководством не было, мы больше общались с ребятами по команде и тренерским штабом. Руководство нам говорило, чтобы мы были осторожными и лишний раз в людных местах не появлялись. Все понимали, что надо доиграть чемпионат, поэтому старались сосредотачиваться только на ближайших играх. 

Никита Каменюка, фото: ФК Заря

– Давайте вспомним матч против Закарпатья на «Авангарде».

– Не хочу даже называть этот матч «последним», хочу, чтобы Заря вернулась поскорей домой и радовала болельщиков в Луганске. Символично, что крайнюю игру в Луганске на данный момент мы выиграли – 1:0. Помню, на «Авангарде» было достаточно много болельщиков, нас все поддерживали. 

Мы наседали на ворота Закарпатья, но никак не могли забить, хотя моментов создавали много. На второй тайм Юрий Вернидуб выпустил совсем молодого Руслана Малиновского, и эта замена сработала. Руслан обыграл одного игрока и своим коронным дальним ударом с левой забил победный гол.

«Ребята указывали Малиновскому на ошибки агрессивно, но я Русланом общался спокойно»

– Каким в то время был Малиновский?

– Еще юноша. Он допускал много ошибок, но мне нравилось, что он никогда не останавливался и старался исправить эти ошибки. Руслан адекватно воспринимал критику и всегда прислушивался к более опытным товарищам по команде. Он умел сортировать конструктивную критику от эмоционального пихания. 

– Что вы ему в основном говорили на правах капитана?

– Другие ребята указывали Малиновскому на ошибки агрессивно, но я Русланом общался спокойно. Я всегда пытался снизить градус напряжения. Малиновскому я объяснял не только футбольные, но и жизненные моменты, которые молодому парню были еще непонятны.

Руслан Малиновский, фото: ФК Заря

– Могли тогда подумать, что у него удачно сложится карьера в Европе?

– Уже тогда было видно, что он талантливый парень. К тому же, Руслан всегда делал выводы после неудачных матчей. Но, конечно, в то время я не мог представить, что он будет играть в сильнейших чемпионатах. 

Малиновский выделялся и у него были хорошие качества, но он прошел долгий путь становления. 

После перехода в Генк Руслан получил тяжелую травму, но сумел восстановиться и заиграть на прежнем уровне. Он доказал себе и людям, которые в него не верили, что все возможно в этом мире, если постоянно работать над собой. Малиновский сделал себя сам. Желаю ему только успехов, и чтобы в Марселе у него все получилось.

«Удивился ли я, когда Вернидуб ушел из Шерифа служить в ВСУ? Это поступок настоящего мужчины»

– Возвращаясь к нашей теме, весной 2014 людям в Луганске было до футбола или нет?

– Скажу за себя. Когда я видел события вокруг, то сильно переживал. Лично для меня футбол был отдушиной в то время, и позволял отключать мозг хотя бы на два часа, думая только об игре. Никто не знал, что будет дальше. 

– Как происходила эвакуация команды из Луганска?

– Все было достаточно банально. Руководство всех обзвонило и сказало, что пока в Луганске происходят волнения, команда будет базироваться в Запорожье. И мы собрались уже там. Также автобусом вывозили офис Зари.

– Вы думали в то время, что война затянется так надолго?

– Кончено, я не думал, что все затянется надолго, как и большинство. 

– Что команде говорил Юрий Вернидуб?

– Он нас успокаивал и говорил, что надеется, скоро все закончится. Было много приободряющих речей с его стороны. Потом мы начали играть все матчи на выезде, но никто не плакал. Мы поговорили с командой и решили, что будем играть до конца. 

Юрий Вернидуб и Никита Каменюка, коллаж: FanDay.net

– Вы удивились, когда после начала полномасштабной войны, Вернидуб покинул Шериф и ушел служить в ВСУ?

– Это поступок настоящего мужчины: сказал и сделал! Я испытываю огромную благодарность и уважение к Юрию Николаевичу Вернидубу. 

– Не могу не спросить вас о полной противоположности Вернидуба – бывшем генеральном директоре Зари Сергее Рафаилове, который после 2014 года начал всячески поддерживать Россию и негативно отзываться о нашей стране. У него проявлялись эти взгляды до 2014 года?

– Я с ним никогда на эту тему не общался, поэтому не знаю, что с ним случилось. Я в шоке от его нынешних высказываний, но тогда я такого за ним не замечал.

– Что сейчас со стадионом «Авангард»?

– Насколько я знаю, за ним следят, но, конечно, не в той мере, как Заря. Поле зеленое, но сами трибуны и здание, скорее всего, обветшали. «Авангард»-то не новый стадион.

– Он не пострадал во время обстрелов?

– Было попадание в поле и беговую дорожку еще в 2014 году. После этого, слава Богу, по моей информации, прилетов в «Авангард» не было.

Cтадион «Авангард», фото: Wikipedia

– Как вы думаете, когда Заря вернется в Луганск?

– Я очень хочу, чтобы война поскорее закончилась нашей победой, и Заря вернулась домой. Я считаю, на это должна повлиять вся страна. Как быстро это будет, я не знаю, уже прошло девять лет.

Напишите первый комментарий

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.