Выкупил свой контракт за 40 000 евро, поддержал протесты в Беларуси. Что за форварда подписало киевское Динамо?

70410
0

Белорусский форвард Илья Шкурин переходит в киевское Динамо. Чемпион страны подтвердил аренду 21-летнего нападающего московского ЦСКА после прохождения медосмотра — и сразу же забирает на предсезонные сборы в Швейцарию. Разбираемся, что за футболист примерит бело-голубую футболку и оцениваем его перспективы в команде.

В отношении белорусов у болельщиков Динамо сформировалось теплое и трепетное отношение еще четверть века назад, когда Валентин Белькевич и Александр Хацкевич зажигали в основной обойме команды Валерия Лобановского. С тех пор, правда, сменилось уже не одно поколение исполнителей — и новых гениев центра поля соседняя республика в стан гранда УПЛ не поставила. Как, впрочем, и на иные позиции любых других украинских топов: Тимофей Калачев, Сергей Корниленко, братья Маковские глобальной славы не добились. Тогда как спортсмены уровня Владимира Корытько, Александра Данилова или Павла Кирильчика в принципе до звезд не добирались — хоть практику в клубах средней руки имели.

Читайте также Переводя с белорусского. Символическая сборная Высшей лиги, что не затерялась бы в УПЛ

Поэтому новость о переходе Ильи Шкурина в стан чемпиона УПЛ вызвала у болельщиков противоречивые эмоции. С одной стороны — ностальгия, неплохой бэкграунд парня и перспективы, которые всегда рисует воображение талантливым молодым игрокам. С другой — общий опыт адаптации белорусов в Динамо, почти годичный простой форварда и репутация, что далеко не всеми воспринимается однозначно. Дабы понять, каких красок — светлых или темных — в портрете нападающего больше, сфокусируем внимание на самых интересных фактах из его жизни.

Читайте также Белорусский нападающий Шкурин присоединился к Динамо на правах аренды (Видео)

Заносчивая юность: пихал сверстникам, менял команды

Звезда Шкурина на белорусском небосклоне могла и вовсе не зажечься — не то, что не засиять. Уроженец Витебска начал заниматься футболом в родном городе, на севере Беларуси. Но покладистым нравом не отличался: пока другие дети постигали азы, принимая по умолчанию установки тренеров, Илья легко противопоставлял себя и коллективу, и наставникам. Из-за чего, кстати, в довольно раннем возрасте начал менять команды. Он мог просачковать тренировки, считая, что дополнительные занятия по развитию силы либо скорости ему не нужны. Или же так напихать сверстникам, что те переставали с ним общаться. Как результат, тренеры выводили Шкурина из состава, вынуждая переходить в другую группу.

Столь же дерзок нападающий бывал и во время выступлений за дублирующий состав Витебска. Но здесь подобное поведение объяснялось превосходством игрока над соперниками — оно было видно невооруженным глазом.

К тому же, сам в прошлом годный форвард Сергей Вехтев, тренировавший юношей, готов был закрывать глаза на многие моменты в работе форварда, поскольку чуял в парне потенциал. Увы, в полной мере раскрыть его в Витебске не удалось (дело усугубили травмы), из-за чего в какой-то момент футбольная жизнь Ильи рисковала перескочить на тупиковую ветку.

Спасение Юревичем: Шкурин сам выкупил свой контракт

В роли Иисуса, вернувшего юношу на путь истинный, выступил легендарный белорусский специалист Анатолий Юревич. При всей неоднозначности методов работы (изнуряющие тренировки, жесточайшая дисциплина, непререкаемый авторитет мэтра) он еще в 90-х сделал себе имя на превращении талантливых ребят в мастеров, пригодных к выступлениям в Высшей лиге. С возвращением же в Беларусь в средине минувшего десятилетия подтвердил реноме, возглавив клуб РЦОР-БГУ. Там Юревич собирал интересных ребят, на которых по разным причинам многочисленные коллеги ставили крест, — и возвращал сбитым летчикам статус боевых футбольных единиц.

Причем играли студенты за копейки, но каждый следующий контракт любого игрока, шедшего на повышение, моментально прирастал нулями.

Шкурина уговорил на сотрудничество с мэтром агент — Валерий Исаев. Это оказалось поворотным моментом в карьере парня. Всего за сезон, проведенный в РЦОРе, юниор стал лучшим бомбардиром высшей лиги и финишировал на первой позиции по показателю «Гол плюс пас». Причем 19 мячей, проведенных Ильей, оказались рекордным уловом голеадоров вышки за 12 лет. Любопытно, что трансфер в стан студентов Илья организовал сам, выкупив трансфер за 40 тысяч евро. И эта инвестиция окупилась практически моментально.

Мутный переход в ЦСКА: сменил два клуба за 72 часа

Разумеется, интерес к вундеркинду сразу же проявили различные клубы внутри страны и из ближнего зарубежья. Однако проворнее всех оказался ЦСКА, который возглавлял соотечественник Шкурина — лучший белорусский тренер последних лет Виктор Гончаренко. Казалось бы, все логично: большому игроку большое плавание. Но здесь всю малину портит процесс перехода, сдобренный мутными схемами.

Дело в том, что Шкурин за 72 часа сменил аж два клуба! Постфактум выяснилось, что права на нападающего предварительно приобрел на тот момент чемпион страны, брестское Динамо.

Причем за скромную сумму. Затем же бело-голубые отдали Илью в Россию уже за внушительные деньги, наварившись на сделке. Туману в механизм перепродаж наводило еще и то, что РЦОР с Брестом периодически менялся игроками чуть ли не на аффилированной основе. И всякий раз прозрачностью данные маневры не отличались.

Читайте также Не нападник і не опорник. Яку позицію треба підсилити Динамо в першу чергу

Вот и в нашем случае публике оставалось лишь принять многоходовку как данность. Ну и респектануть владельцу Динамо Александру Зайцеву: бизнесмен блестяще сработал в рыночных условиях. К тому же, поговаривают, в свое время именно он подсобил найти Шкурину деньги на выкуп трансфера из Витебска — и тем самым раньше всех поверил в потенциал парня. За что потом и получил благодарность.

Пике в ЦСКА: ковид, травма, претензии тренера

К сожалению, даже наличие земляка во главе топового российского клуба не помогло Шкурину заиграть в РПЛ. Хотя Илья здорово начал работу на предсезонных сборах, годно выглядел выходя на замену и даже пытался цепляться за шансы, что Гончаренко давал ему в основе. Но голы в большом количестве, которых требуют от нападающего, не приходили. К тому же москвичи купили в конкуренцию Шкурину дорогостоящего Адольфо Гайча, которого требовалось ставить в состав на позицию единственного нападающего из-за цены трансфера. Плюс по белорусу ударил перенесенный коронавирус, выбивший его из колеи и перечеркнувший все межсезонные наработки в физике. Затем же подвела травма задней поверхности бедра.

Наконец, с главным тренером сладить получалось далеко не всегда: в одном из интервью Гончаренко отметил, что ершистый парень так и не дал возможности коучу в полной мере достучаться до себя.

Соответственно, Шкурин с течением времени все плотнее оседал на лавке, а то и вовсе не попадал в состав. По ходу паузы меж сезонами ему предлагали искать варианты с арендой (в том числе — отогрев на родной земле), однако белорус изъявлял желание бороться за место под московским солнцем. Он пережил и Гончаренко, и Гайча. Дождался смещения Эджуке — еще одного конкурента — во фланг. В какой-то момент котировался наравне с Чаловым и вроде как уже подпирал того в борьбе за место в основе. Но желанного прорыва так и не случилось: после 13 матчей в ЦСКА с тремя забитыми голами Шкурин столкнулся с необходимостью искать новый вызов.

Чем интересен Динамо?

Антропометрия Ильи сразу бросается в глаза, намекая на то, что он будет полезен не только в работе с мячом внизу, но и в борьбе на втором этаже. Однако это лишь малая толика той пользы, которую способен приносить белорус. Шкурин великолепно открывается между линиями — и в целом качественно ищет пространство для получения мяча под обострение. Рывки за спину в его исполнении практически безупречны, что приводит к выходу на хорошие позиции для удара. Далее встает лишь вопрос реализации, с которой у форварда никогда не было проблем: хладнокровное исполнение ударов на технику — коронный прием спортсмена. Пусть эффектностью эти маневры не отличались, зато мяч регулярно отправлялся в сетку даже из сложных положений.

Важно отметить и то, что Шкурин может годно разгонять атаки. Это не форвард-столб, который тупо разбрасывает мячи партнерам, поставив предварительно спину для победы в верховой дуэли. Илья видит зоны, куда следует направлять мячи для темпового развития наступления, поскольку хорошо понимает игру. Если у него в окружении окажутся техничные футболисты, парень определенно удивит даже опытных защитников УПЛ.

Читайте также Шкурин: «Верю, что в Динамо мне помогут выйти на новый уровень, а за самоотдачу стыдно не будет»

А что там со сборной?

Ох, это больная тема для Шкурина. В молодежке у него были все шансы стать самым ярким исполнителем, но помешал конфликт с главным тренером. Поговаривают, перед поединком против команды Гибралтара Михаил Мархель, только назначенный на пост, назвал стартовый состав, куда Илья не попал.

Тот посчитал ниже своего достоинства в ту встречу входить со скамейки — и вместо автобуса, отправлявшегося на стадион, двинул домой.

Коуч в воспитательных целях игрока из состава вывел. А затем и вовсе вычеркнул его из списка людей, на которых рассчитывал в перспективе.

Дальше — хуже. Мархеля буквально через месяц повысили до статуса рулевого националки, куда тот прихватил не только ряд молодых ребят, с которыми работал на уровне андеров, но и обиду на Шкурина. В результате даже после 19 голов в элите и обретения статуса лучшего бомбардира вышки, парню двери в сборную никто не открыл. Хотя пресса и специалисты всячески пытались повлиять на ситуацию, разумея: выбора квалифицированных форвардов у Беларуси уже давным-давно нет. Увы, все без толку.

Не удалась попытка примирить стороны даже на церемонии награждения лучших игроков сезона: департамент маркетинга и коммуникаций БФФ вручать звездный мяч Шкурину вызвал не кого-нибудь, а Мархеля, внезапно столкнув участников конфликта на сцене лицом к лицу перед многочисленной аудиторией. Игрок и тренер руки друг другу пожали, обменялись какими-то фразами, улыбнулись фотографам — и, казалось, лед тронулся. Но это была лишь иллюзия примирения…

Окончательно же Шкурин и сборная Беларуси разошлись в августе 2020-го. Президентские выборы и последовавшие за ним события 9-12 числа подвигли Илью отказаться от выступлений за главную дружину страны.

Футболист осудил беспрецедентные акции насилия со стороны силовых структур по отношению к населению, заявив в Инстаграме: «Представлять интересы национальной команды отказываюсь до тех пор, пока действует режим Лукашенко. Жыве Беларусь!». Следом подтвердил серьезность намерений спортсмена и его агент. С тех пор гражданская позиция Шкурина не изменилась.

Кстати, за ее наличие Илья едва не пострадал. Футбольная федерация Беларуси отправила в ФИФА запрос о дисквалификации исполнителя и запрете на выступление на всех профессиональных уровнях. Однако после изучения документов, предоставленных сторонами, юристы международной организации отвергли все претензии АБФФ. Пришлось белорусам ограничиваться локальными санкциями: 21-летнего спортсмена вычеркнули из списков национальной и молодежной сборных, тем самым лишив отсрочки от армии. Соответственно, любое возвращение на территорию родной страны сегодня может грозить Шкурину мгновенной отправкой в казарму…

А что обо всем этом думает сам Илья?

Это узнать очень сложно. Интервью футболист принципиально не дает: будучи преданным учеником Юревича, форвард считает, что нападающий должен говорить на поле голами и пасами. Да и уровень прессы в Беларуси Шкурин оценивал невысоко. Со спичами можно ознакомиться лишь в ютуб-интервью пресс-службе ЦСКА да при просмотре коротких флэш-интервью с уже упомянутой церемонии Звездный мяч. Однако люди, близко знающие Илью, утверждают, что это довольно рассудительный парень с очень адекватной точкой зрения на жизнь и все, что в ней происходит.

Вместо послесловия

Остается добавить, что Шкурин мог оказаться в киевском Динамо еще четыре года назад. Тогда Валерий Исаев привозил подопечного в украинскую столицу с подачи тогдашнего главкома бело-голубых Александра Хацкевича. Парень проводил занятия с молодежным составом украинцев, несмотря на то, что люди там были старше форварда на несколько лет. Впечатление Илья оставил очень приятное, однако в ходе одной из двусторонок неудачно упал и получил травму. Это застопорило процесс переговоров, поскольку Динамо в полной мере не успело оценить потенциал форварда. После чего разговоры о трансфере вовсе сошли на нет. Тем не менее в 2021-м Шкурин все же примкнул к бело-голубым — и теперь надеется на удачный перезапуск карьеры в Украине.

Дмитрий Герчиков, специально для FanDay.net